Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

124 Глава 2 новое становище монастыря находилось неподалеку от других действовав­ ших здесь становищ —Опасова и Гаврилова. Более внушительными на Мурманском берегу являлись промысловые владения Кандалакшского монастыря. Этот монастырь, как было установле­ но нами ранее92, начал хозяйственную деятельность на побережье в 1580-х гг. К началу 1590-х гг. относится и хозяйственное освоение монастырем побере­ жья Баренцева моря. Одними из первых приобретений монастыря стали ста­ новища Лазарево (1590 г.), Гридино и Лок-Наволок (1592 г.), Май-Наволок (1601 г.)93. Все четыре становища находились в разных районах п-ова Рыба­ чий (Западный Мурман). Примерно тогда же монастырь приобрел и стано­ вища на восточном побережье Мурмана —Опасово и Карпово (1601 г.)94. Писцовой книгой 1608-1611 гг. за монастырем были зафиксированы далеко не все из перечисленных выше становищ, что свидетельствует об их утрате в результате продажи другим промышленникам или в силу каких- то иных причин. Так, по данным источника, в начале XVII в. монастырь осуществлял промысловую деятельность на становищах Кегор, Лавыше- во, Лазарево и Лок-Наволок. Короткий период Кандалакшский монастырь владел и становищем Лопские Куванцы, принадлежавшим Печенгскому 95 монастырю . В первой половине XVIII в. Кандалакшскому монастырю принадлежали становища Лавышево и Лок-Наволок96. До середины XVII в. мурманский промысел Николо-Корельского мона­ стыря развивался на основе паевых (складнических) отношений с подвин- скими промышленниками Холмогор и прилегающих к ним волостей. Паевые отношения предполагали внесение своей доли в общее промысловое пред­ приятие. Соловецкий монастырь в первой половине XVII в. не принимал участия в промысле. Свои потребности в рыбе мурманского промысла монастырь удовлетворял за счет покупки ее у промышленников97. Среди продавцов были вотчинные крестьяне монастыря, происходившие из селений Поморья, активно занятых в промысле: Кеми, Сумского острога, Сороки и других. Новым этапом в развитии мурманского промысла монастырей Поморья становится вторая половина XVII в. С этого времени монастыри приступают к самостоятельной организации промысла. Одним из первых самостоятель­ ное хозяйство на Мурманском берегу организует Соловецкий монастырь. 92 Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII веках (I). С. 231. 93 Никонов С. А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского мона­ стыря на Мурманском берегу во второй половине XVI —первой трети XVIII века / / Ученые записки ПетрГУ. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 7 (112). С. 17-18. 94 Там же. 95 Там же. С. 18-19. 96 Там же. С. 20-21. 97 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 214. Л. 208 об. —209; Д. 217. Л. 101 об. —102.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz