Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

122 Глава 2 Николо-Корельского и Соловецкого монастырей относятся ко второй по­ ловине XVI в. Монастырские приходо-расходные книги раскрывают харак­ тер деятельности обителей на Мурманском берегу. Соловецкий монастырь в 1570 -1580-е гг. отряжал в волость Колу (с 1583 г. — Кольский острог) старцев, которым поручались различные хозяйственные дела: сдача в арен­ ду товарных бочек и кней сальных, продажа ворвани и трески76. Так, старец Варфоломей, находившийся в Коле в 1583 г., ведал организацией рыбных промыслов и вел книги —хозяйственные документы77. Выполнением хозяй­ ственных поручений занимались и слуги. Николо-Корельским монастырем уже в 1550-е гг. выдавались деньги на содержание покручеников —рядовых работников мурманского промысла78. Названные монастыри во второй половине XVI в. не имели собственных баз (станов) для ведения промысла, что может говорить о преимуществен­ но коммерческом характере хозяйственной деятельности: покупке и продаже рыбы и рыбной продукции. Этому должны были способствовать два факто­ ра: развитие международного торга на Мурманском берегу79 и наличие про­ мыслового хозяйства Соловецкого и Николо-Корельского монастырей в по­ морских волостях Кольского п-ова80. Последнее облегчало проникновение этих монастырей на побережье Баренцева моря. Устойчивое промысловое хозяйство на Мурманском берегу складывает­ ся во второй половине XVI в. у местных монастырей —Троицкого Печенг- ского и Кандалакшского Пречистенского. Одним из первых на Мурман пришел Троицкий Печенгский мона­ стырь, основанный во второй четверти XVI в. прп. Трифоном Печенг- ским. Географическое местоположение монастыря, активная скупка уго­ дий у саамских объединений, промышлявших на побережье Баренцева моря, безусловно, способствовали хозяйственному проникновению обите­ ли на Мурман. Одной из ранних, по времени упоминания в источниках, баз монастыря на побережье стало становище Типуново81, расположен­ ное на восточном побережье п-ова Рыбачий у губы Большой Корабельной Спасский Козьеручьевский; Каргопольского —Крестный Онежский; Кольского — Кольский Петропавловский, Троицкий Печенгский, Кандалакшский Пречистен­ ский. Духовная организация —Холмогорский архиерейский дом. 76 ПРКСМ. С. 129-130. 77 Там же. С. 245. 78 Архив СПбИИ РАН. Кол. 115. № 934. Л. 18 об.; № 935. Л. 10 об., 37 об., 43 об., 58. 79 Громыко М. М. Русско-нидерландская торговля на Мурманском берегу в XVI веке / / Средние века: сб. Вып. 17. М., 1960. С. 225-256; Вальдман К.Н. Цен­ ный источник о торговле англичан на Мурмане в XVI веке / / Вестник ЛГУ. Серия 2: История, языкознание, литературоведение. 1990. Вып. 1. С. 23-31; Державин В.Л. Северный Мурман в XVI-XVII вв. С. 88-96. 80 Так, оба монастыря вели хозяйственную деятельность в Варзуге и Умбе —по­ морских волостях Терского берега. 81 Сб. ГКЭ. Т. 2. № 136. Стб. 438.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz