Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Историография и источники 105 посвящена только одной из сторон организации мурманского промысла: вы­ даче соли, ссуд промышленникам и т. п. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в случае с хорошо сохранившимися документами мурман­ ского промысла Соловецкого монастыря. Значительные лакуны в документах мурманского промысла заставляют исследователя обращаться к казначейским и келарским приходо-расходным книгам, а также к некоторым другим видам монастырской документации. Приходо-расходные книги сохранили большой объем информации о мур­ манском промысле: это наем и отправка артелей на Мурманский берег, за­ готовка снастей к промыслу, объемы добычи рыбы и распределение дохо­ дов промысла между монастырем и артелью. Информативные возможности приходо-расходных книг духовных организаций неравнозначны. Так, более информативны книги Николо-Корельского монастыря и Холмогорского ар­ хиерейского дома, менее —Соловецкого и Крестного Онежского. Считаем, что это связано с формализованным характером ведения приходо-расходных книг двух последних монастырей: в книги из документов мурманского про­ мысла вносилась лишь та часть информации, которая имела значение для контроля над поступлениями и тратами денег. Отмеченные выше черты состояния источников по истории мурманского промысла в полной мере приложимы и к новоземельскому промыслу. Здесь мы имеем дело с двумя группами источников: сведениями местных органов управления о состоянии промысла, составленными по запросам губернской власти в конце XVIII в., и документами монастырских архивов второй по­ ловины XVII —начала XVIII в. Анализ второй группы источников показал, что документы промысла, за единичным исключением, не сохранились. Вы­ явить особенности организации монастырского промысла можно на основа­ нии приходо-расходных книг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz