Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

104 Глава 1 Покрут практически всеми дореволюционными исследователями рас­ сматривался как негативное социальное явление, выступавшее средст­ вом закабаления малоимущих и обогащения зажиточных крестьян. Только Н. Я. Данилевский и Н. В. Максимов видели в покруте неизбежное усло­ вие организации промыслов на Мурманском берегу и Новой Земле, а так­ же средство поддержания крестьян, не способных организовать собственное промысловое предприятие. Негативная оценка покрута перешла и в советскую историографию. Ис­ следователи видели в нем то пережиток феодальных отношений, то переход­ ное явление на пути к капиталистическим отношениям в поморской среде. В отличие от дореволюционных авторов, историки советского времени сов­ сем не обращались к вопросу об артели, являющемуся неотъемлемой частью проблемы покрута. Недостатком дореволюционных и советских исследований мурманской артели и покрута выступает хронологическая ограниченность: внимание ученых было сосредоточено целиком на второй половине XIX в., в то время как более ранний период в истории этих явлений почти не затрагивался. По­ пытка А. Я. Ефименко исследовать вопрос на материале источников XV II- XVIII вв. не получила продолжения в историографии. Новоземельская артель в научной литературе исследована фрагментар­ но. Можно говорить о том, что развернутые экскурсы в прошлое и настоящее артели были представлены в работах П. С. и А. Я. Ефименко. Выявленные тенденции в развитии историографии, на наш взгляд, свя­ заны с отсутствием внимания к проблеме источников. Изучение этого во­ проса показывает, что документы мурманского промысла государственных учреждений Русского Севера на сегодня практически полностью утрачены. Выявленные нами источники (думаем, что далеко не все) дают ограниченное представление о мурманском и новоземельском промыслах XV I-XV III вв. Так, на основе сохранившихся документов для всего периода невозмож­ но установить объемы добычи рыбы, численный и территориальный состав промышленников, формы социальной организации и т. п. Значительно лучше сохранились документы мурманского промысла мо­ настырских архивов Поморья. Исследование показывает, что документация промысла стала складываться со второй половины XVII в., когда началось самостоятельное хозяйствование духовных организаций на Мурманском бе­ регу. В это время в монастырях складывается во многом схожий набор до­ кументов мурманского промысла: приходо-расходные книги приказчиков вёшних и лодейных артелей, хозяйственные записи, караульные росписи становищ, кабалы на промышленников и др. Некоторые документы являют­ ся уникальными. Так, в Николо-Корельском монастыре велись тетради от­ пускные, фиксировавшие найм артели на промысел. Подобных документов мы не встречаем в архивах других духовных организаций. В XVIII в. происходит усложнение документации: некогда небольшой комплекс документов дробится на отдельные части, каждая из которых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz