Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
104 Глава 1 Покрут практически всеми дореволюционными исследователями рас сматривался как негативное социальное явление, выступавшее средст вом закабаления малоимущих и обогащения зажиточных крестьян. Только Н. Я. Данилевский и Н. В. Максимов видели в покруте неизбежное усло вие организации промыслов на Мурманском берегу и Новой Земле, а так же средство поддержания крестьян, не способных организовать собственное промысловое предприятие. Негативная оценка покрута перешла и в советскую историографию. Ис следователи видели в нем то пережиток феодальных отношений, то переход ное явление на пути к капиталистическим отношениям в поморской среде. В отличие от дореволюционных авторов, историки советского времени сов сем не обращались к вопросу об артели, являющемуся неотъемлемой частью проблемы покрута. Недостатком дореволюционных и советских исследований мурманской артели и покрута выступает хронологическая ограниченность: внимание ученых было сосредоточено целиком на второй половине XIX в., в то время как более ранний период в истории этих явлений почти не затрагивался. По пытка А. Я. Ефименко исследовать вопрос на материале источников XV II- XVIII вв. не получила продолжения в историографии. Новоземельская артель в научной литературе исследована фрагментар но. Можно говорить о том, что развернутые экскурсы в прошлое и настоящее артели были представлены в работах П. С. и А. Я. Ефименко. Выявленные тенденции в развитии историографии, на наш взгляд, свя заны с отсутствием внимания к проблеме источников. Изучение этого во проса показывает, что документы мурманского промысла государственных учреждений Русского Севера на сегодня практически полностью утрачены. Выявленные нами источники (думаем, что далеко не все) дают ограниченное представление о мурманском и новоземельском промыслах XV I-XV III вв. Так, на основе сохранившихся документов для всего периода невозмож но установить объемы добычи рыбы, численный и территориальный состав промышленников, формы социальной организации и т. п. Значительно лучше сохранились документы мурманского промысла мо настырских архивов Поморья. Исследование показывает, что документация промысла стала складываться со второй половины XVII в., когда началось самостоятельное хозяйствование духовных организаций на Мурманском бе регу. В это время в монастырях складывается во многом схожий набор до кументов мурманского промысла: приходо-расходные книги приказчиков вёшних и лодейных артелей, хозяйственные записи, караульные росписи становищ, кабалы на промышленников и др. Некоторые документы являют ся уникальными. Так, в Николо-Корельском монастыре велись тетради от пускные, фиксировавшие найм артели на промысел. Подобных документов мы не встречаем в архивах других духовных организаций. В XVIII в. происходит усложнение документации: некогда небольшой комплекс документов дробится на отдельные части, каждая из которых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz