Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 101 Состояние места ведения промысла —становища Веселкина Губа —от ражено в караульных росписях за 1716, 1745, 1754 и 1755 гг.501 Кроме этого, известна отводная роспись становища, составленная при приеме его в апреле 1755 г. явившимися на промысел промышленниками и сыном боярским В. Володиным. К третьей группе документов нами отнесены прошения и отчеты про мышленников и руководителей промысла. Это немногочисленные челобит- 502 ные промышленников , доклады руководителей промысла и подотчетных архиерею духовных лиц (иеромонаха Прова и игумена Петра из Спасо-Но- воприлуцкого монастыря, келаря иеромонаха Иосифа Гоголева из Троицко го Печенгского монастыря) о состоянии и нуждах промысла503, рапорты при- 504 казчиков о текущем положении дел на промысле . Наконец, в отдельную группу документов можно выделить описания ар хиерейского промысла, составленные в 1704 г. в связи с передачей государ ству промыслов духовных организаций. Первая ведомость была составлена по приказу двинского воеводы В. А. Ржевского в апреле 1704 г. служителя ми архиерейского дома —казначеем иеромонахом Авксентием, приказным Данилой Лебедевым и дьяком Карпом Андреевым505, вторая —в июне того же года двинским выборным целовальником Никитой Татауровым, архие рейским сыном боярским Михайлой Александровым и подьячим Федором Нечаевым506. Ведомости включали в себя описание «промыслового завода» (становища, орудий и предметов промысла) архиерейского дома на Мурман ском берегу, состава артелей вёшнего и летнего промыслов, объемов рыбодо- бычи в конце XVII —начале XVIII в. Архиерейские приходо-расходные книги. Ценным источником по истории мурманского и новоземельского архиерейских промыслов выступают каз начейские книги епархии. Насколько нам известно, предметом специаль ного исследования они еще не становились. К ним, в частности, обращался В. М. Верюжский, изучая источники доходов Холмогорской епархии. Составление приходо-расходных книг находилось в ведении архиерей ского казначея507. В архивных собраниях Архангельска и Санкт-Петербурга сохранилось несколько казначейских приходо-расходных книг за 1689, 1692, 1694-1696 и 1710 гг.508 Некоторые из них сохранились фрагментарно. Пол ностью дошли до нас книги 1689, 1692, 1694, 1696 и 1710 гг. 501 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 7, 15, 22, 29. 502 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 181; Ф. 831. Оп. 1. Д. 594. 503 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 30, 32, 39, 43. 504 Там же. Д. 41. 505 СМИКП. № 75. 506 Там же. № 76. 507 Верюжский В.М. Указ. соч. С. 390-391. 508 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 10, 17, 18, 20, 22, 227; Архив СПбИИ РАН. Кол. 11. Оп. 1. Д. 106-108.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz