Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
записям мы узнаем и о том, что этот монах занимал должность келаря в течение ряда лет. Одно из последних упоминаний о старце Даниле отно сится к 1603/04 г.1 В 1586/87 г. вклад за себя и своего сына Голдобу сделал некто Гри горий Андреев сын. Так же, как и в случае с Денисом швецом, запись о вкладе Григория имеет приписку, из которой становится известным, что позже (время не уточняется) инок Гедион придал новый вклад2. Записям вкладной книги Гедион известен в должностях келаря и казначея. Послед нее упоминание о старце Гедионе относится к 1602 г.3 Как и в предыдущий раз, перечислим случаи, относящиеся к тем вкладчикам, которые впоследствии приняли постриг в монастыре и зани мали должности в администрации Пречистенской обители. Отметим, что подобных примеров, в отличие от первой группы, не так много. Это (в скобках указываем монашеское имя и последний год упоминания монаха в записях вкладной книги) Юрий Иванов сын Носко (старец Гурий, 1604 г.), Василий Горожанин (старец Виталий, 1603 г.)4. На одном из примеров, примыкающих ко второй группе, необходимо остановится более подробно, поскольку сведения о нижеупомянутом вкладчике проливают свет на происхождения одного из игуменов Канда лакшского монастыря. Речь пойдет о вкладчике Первуше Нешданове сыне Буракове, чей вклад датирован 1603/04 г. Запись о вкладе П.Н. Буракова имеет продолжение, датируемое уже 1621/22 г., согласно которому новый вклад в монастырь сделал уже дьякон Ферапонт5. Чуть ранее, в одной из вкладных записей, датируемой 1611/12 г., в перечне монастырского «собо ра» упомянут все тот же дьякон Ферапонт6. Практически во всех записях вкладной книги (исключая одну), где упоминается Ферапонт, монах при сутствует в священноиноческих должностях (дьякон, священнодьякон, черный священник). Наконец, в 1633/34, 1638/39 гг. Ферапонт известен уже и как игумен Кандалакшского монастыря7. Итак, если приписка к записи о вкладе П.Н. Буракова не является случайным совпадением, то тогда нам становится известным «происхож дение» одного из игуменов Пречистенской обители, пусть и недолгое вре мя находившегося во главе монастыря. Подтверждением высказанного предположения является еще одна запись о вкладе, поступившем в мона стырь в 1621/22 г. от дьякона Ферапонта. Вклад включал несколько книг, предмет монашеского облачения (шелковый пояс) и 5 руб. денег. Вклад 1Вкл. кн. - Л. 77. 2Там ж е .-Л . 23. 3Там же. - Л. 101 об. 4Там же. - Лл. 15,24 об. 25, 19, 102. 5Там же. - Л. 78. 6Там же. - Л. 64 об. 7Там же. - Л. 129 об., 149, 152 об., 154, 154 об., 156,173 об. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz