Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

рить высказанную автором мысль. Это следующие лица (в скобках указы­ ваем год совершения вклада(-ов) и монашеское имя вкладчика)1: Андрей сумлянин (1609/10 г., старец Ануфрий); Тарас Павлов сын (1614/15 г., ста­ рец Тарх); Игнатий холмогорец (ноября 1630 г., старец Илья); Корнила ке- речанин (апрель 1661 г., старец Константин); Трифон Яковлев сын Слотив (1662/63 г., старец Терентий); Трофим Шадрин (1663 г., старец Тимофей); Никифор Данилов сын сермакшанин (апрель 1664 г., старец Никодим); Ио­ аким Сумлянинов (январь 1677 г., старец Иона)2. Обратим внимание на один случай из рассматриваемой группы, ко­ торый несколько выдаходит за рамки такого критерия, как отсутствие по­ вторных упоминаний о вкладчике, принявшем впоследствии постриг. По­ вторим, что, на наш взгляд, указание в записи о вкладе рядом с мирским именем монашеского имени вкладчика свидетельствует о мемориальном назначении вклада. Так, неоднократно в монастырь делал вклады Фома Семенов сын Луховик. В 1646/47 г. в усолье в Колвице вкладчиком была передана бочка рыбы старцу Тарасию, такой же «рыбный вклад» Фома Луховик совершил и в 1649/50 г. Чуть ранее первого вклада Фома передал и рыболовные сна­ сти («озерские сети») игумену Сильвестру. Дата этого вклада источником не поясняется. Запись о вкладе Фомы Луховика содержит все ту же харак­ терную приписку о том, что в 1660/61 и в 1663/64 гг. уже старцем Фера- понтом (а не мирянином Фомой Луховиком) были сделаны крупные де­ нежные и вещевые вклады в монастырь. Последний из вкладов предназначался за «посестрие» старца, имя которой запись не раскрывает3. Одна из записей, близкая по времени к рассмотренным записям о двух вкладах старца, упоминает имя Ферапонта. Запись датирована апрелем 1660 г.4 Не исключено, что Ферапонт, упомянутый в двух записях, являет­ ся одним и тем же лицом. Рассмотрев первую группу записей о вкладчиках, принявших по­ стриг, обратимся ко второй группе. Напомню, что во втором случае запись о вкладе содержит приписку, в которой фигурирует все тот же вчерашний вкладчик, но уже в обличии монаха Пречистенской обители. Одним из наиболее ранних примеров такого рода записей вкладной книги является запись о вкладе некоего Дениса швеца, датируемая 1583/84 г. В записи о вкладе содержится небольшая приписка, согласно которой старец Данило в 1599/1600 г. сделал денежный вклад «при игумене Селивестре»3. Старец Данила известен по целому ряду записей вкладной книги. Благодаря этим 1 Указываем только те даты вкладов, которые были совершены вкладчиком уже после принятия пострига. 2 Вкл. кн. - Л. 84,70 об., 140,143, 147 об., 169 об., 186 об., 192,218. Там ж е .-Л . 168 об. 4 Там ж е .-Л . 190 об. 5Там ж е .-Л . 11. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz