Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

кова, переписные книги Кольского уезда, а также описи монастырского имущества, составленные в начале XVIII столетия, ни словом не обмолв- ливаются о социальном происхождении братии Пречистенской обители. Некоторым подспорьем в разрешении поставленного вопроса может стать вкладная книга монастыря, где в ряде записей упоминаются вкладчики, впоследствии принявшие постриг в стенах Кандалакшского монастыря. Предварительное знакомство с интересующими нас записями выяви­ ло одну немаловажную особенность, раскрывающую характер взаимоот­ ношений ряда вкладчиков и монастыря. В некоторых записях о вкладах, из которых известно, что вкладчик впоследствии принял постриг, можно за­ метить два типа формуляра вкладных записей. Первый из них включает в себя следующие отличительные элементы формуляра вкладной записи: на­ зывая мирское имя того или иного вкладчика, запись сразу же поясняет, что тот уже является пострижеником монастыря и «во иноцех» носит мо­ нашеское имя. Второй тип, несмотря на то что не содержит специальных элементов формуляра вкладной записи, также обладает одной заметной особенностью: вкладная запись, фиксируя совершенный вклад (или ряд вкладов), далее содержит приписку, составленную тогда же (в момент со­ вершения «беловой» записи), но датируемую, как правило, более поздним временем. Из этой приписки становится известно новое монашеское имя вкладчика, перешедшего в разряд братии Пречистенской обители. Рассмотрим несколько примеров выявленных нами типов формуляра вкладной записи. Обратимся к первому типу формуляра. Так, в декабре 1602 г. вклад в монастырь сделал Иван Григорьев Замятия. Запись поясня­ ет, что Иван «во иноцех Иона»1. Следовательно, постриг Ивана Замятии произошел либо тогда же, когда им был сделан вклад, либо спустя очень непродолжительное время. Об иноке Ионе вкладная книга больше не со­ держит каких-либо сведений. Позволим себе предположить, что вклад мог носить мемориальный характер и был совершен незадолго до смерти Ионы. Аналогичная запись о вкладе относится и к Иову Федорову. Здесь также поясняется, что вкладчик «во иноцех Измала»2. Вклад Иова Федоро­ ва датирован 1608/09 г. Других сведений об «иноце» Измаиле во вкладной книге нет. Вновь можно высказать предположение, что вклад Иова Федо­ рова носил мемориальный характер и был совершен незадолго до смерти. Кончине вкладчика предшествовал постриг в стенах Кандалакшского мо­ настыря. Не останавливаясь подробно на всех других случаях, где в формуля­ ре вкладной записи рядом с мирским именем фиксируется и монашеское имя вкладчика, дадим лишь перечень этих примеров. Читатель при жела­ нии может сам обратиться к указанному источнику, для того чтобы прове­ 1Вкл. кн. - Л. 67. 2Там же. - Л. 77. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz