Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Обращаясь к вопросу о системе управления Кандалакшским мона­ стырем1, отметим, что административный штат обители имел несколько сокращенный состав. В частности, в нем отсутствовали некоторые хозяй­ ственные должности, характерные для иных монастырей (ризничий, кни- гохранитель, чашник, хлебник, поваренный). Очевидно, это обстоятельст­ во было связано как со спецификой деятельности монастыря, не требовавшей выделения особых должностей для подобных работ, так и с небольшим штатом монахов. Проследить количественный состав монашеской братии Пречистен­ ской обители за весь период ее существования достаточно сложно. По­ именный список кандалакшских монахов содержится в писцовой книге Алая Михалкова. Согласно источнику, в 1611 г. в монастыре проживало 28 монахов в 12 кельях2. Впрочем, этот список вряд ли является полным, по той причине, что в это время уже функционировали, по меньшей мере, две монастырские службы в городах Поморья и Севера России (в Коль­ ском остроге и в Холмогорах), где несли службу приказные старцы Канда­ лакшского монастыря. Отсутствующие в монастыре на время проведения писцового описания обители монахи, разумеется, не попали в составлен­ ный Алаем Михалковым список монастырской братии. В отличие от писцовой книги 1608-1611 гг., переписная книга Коль­ ского уезда 1677/78 г. не содержит данных о составе монашеской братии. Более поздние переписные книги Кольского уезда, составленные кольским воеводой А.В. Матюшкиным в 1710 и 1711 гг., фиксируют состав обители в тот период, когда Кандалакшский монастырь переживал хозяйственный упадок3. Так, согласно этим данным, в монастыре проживало 8 монахов в 2 кельях4. Не менее сложен и вопрос о социальном составе монахов Канда­ лакшского монастыря. Такие источники, как писцовая книга Алая Михал­ 1 В современной историографии также затрагиваются вопросы, связанные с особенно­ стями системы управления в средневековых русских монастырях. (См.: Никола­ ева С.В. Троице-Сергиев монастырь в XVI - начале XVIII вв.: Состав монашеской братии и вкладчиков: Дис. ... к.и.н. - М., 2000. - С. 110-149; Болдырева О.А. Толг- ский монастырь в XV - начале XX вв.: Хозяйственная деятельность и братия: Авто- реф. дис. ... к.и.н. - Ярославль, 2003; Найденова Л.П. Внутренняя жизнь монастыря и монастырский быт (по материалам Соловецкого монастыря) // Монастыи и монашест­ во в России XI-XX вв. - С. 285-302; Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства (1540-е- 1660-е гг.): Дис. ... к.и.н. - СПб., 2005. - С. 83-123; Адаменко О.Н. Земле­ владение и хозяйство Спасо-Каменного монастыря в XV-XVII вв.: Дис. ... к.и.н. - Че­ реповец, 2008. - С. 150-173, 193-213; Башнин Н.В. Дионисиево-Глушицкий мона­ стырь - центр социально-экономической и культурной жизни Кубено-Заозерского края в XV-XVII вв.: Д и с .... к.и.н .-СП б., 2011.- С . 239-247.) Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 459. 3 Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 47-50. 4Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10.-О п . З .- Д . 2 0 .-Л . 109-109 об. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz