Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
О повторном нападении «воров» на Кандалакшу сообщают как ж лованная грамота Кандалакшскому монастырю, так и челобитная Канда лакшских старцев и грамота «двинским пятинщикам» Михаила Романова. Согласно жалованной грамоте, в 1614/15 г. «приходили къ нимъ (в мона стырь. - С.Н.) литовские и немецкие люди и руские воры, и монастырь вы- грабили...»1. На тот же 1614/15 г. как время разорения обители указывают и два других источника. Так, по сведениям старца Кандалакшского монастыря Тихона «в нынешнем де во 123-м году о Рожестве Христове приходили де к ним в Поморе войною литовские люди и черкасы, и монастырь де их вес до основания разорили и выжгли, и крестьян высекли, и соляные промыс лы с солю выжгли, и игумена и старцов и слуг мучили и посекли, и казну монастырьскую всю пограбили, и лошади монастырьские все поимали, и хлебные запасы конми вытравили»2. Два рассмотренных документа не только показывают, что во время второго нападения «воров» пострадал преимущественно Кандалакшский монастырь, но и дают возможность уточнить дату этого нападения. Обра щает на себя внимание то, что, согласно второму источнику, нападение на монастырь произошло «о Рожестве Христове», т.е. чуть позже окончания праздника (25 декабря по старому стилю). Следовательно, разграбление монастыря может быть отнесено к промежутку времени от конца декабря 1614 г. - января 1615 г. Если наши рассуждения верны, то следует признать, что Кандалакша дважды подверглась разорению казачьих отрядов: первый раз не ранее 1613 г., во второй в конце декабря 1614 г. - январе 1615 г. Таким образом, возникновение монастыря в Кандалакше может быть связано с тем особым административным статусом, которым обладало се ление до перенесения всех органов административного управления краем в Кольский острог: волость была «резиденцией» кольских даныциков, зани мавшихся, помимо сбора податей с коренного населения (саами), еще и отправлением административных и судебных функций. Созданный здесь монастырь должен был содействовать проникновению христианства в сре ду коренного населения региона, остававшегося во второй половине XVI в. преимущественно язычниками, и тем самым закреплять права Московско го государства на эти малозаселенные земли Крайнего Севера. ‘ РИБ. - Т. И. - № 170. - Стб. 687. Веселовский С.Б. Семь сборов запросных и пятинных денег. - Приложение № 35, 36. - С. 134-135. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz