Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Так, согласно мнению историка, в источниках нет «никаких положи тельных данных» о деятельности Кокуева монастыря на побережье устья Порьей губы1. Думаю, что мнение дореволюционного исследователя заслуживает внимания и требует дополнительной аргументации. Отметим, что сведения КБЧ, даже в той части, которая касается опи сания Кандалакшского берега Белого моря, не во всем точны. Так, здесь нет упоминания собственно самой волости Перья губа, известной источ никам, по крайней мере, с 1550-х гг. Выпала из номенклатуры географиче ских названий и волость Кандалакша. Наименование селения было перене сено на сам Пречистенский монастырь, который так и называется: «монастырь Кандолокша»2. Тем самым не приходится исключать возмож ность того, что общее для Пречистенского монастыря наименование - Кан далакшский и, соответственно, Пречистенский - было по ошибке разделе но на два самостоятельных названия. Письменные источники XVI - начала XVIII вв., так или иначе отра жающие деятельность Кандалакшского монастыря, достаточно часто при водят его «простое» наименование - Кокуев. Напомним, что самое раннее упоминание этого названия монастыря встречается в одной из записей вкладной книги Пречистенской обители (1586/87)3. Историческая память о Кокуеве монастыре пережила, если так мож но сказать, сам Кандалакшский Пречистенский монастырь. Спустя многие десятилетия после его упразднения в народных преданиях кандалакшских крестьян, записанных в середине XIX - первой четверти XX вв., встреча ются рассказы о разорении Коккова монастыря неприятелем4. В одном случае разорителями являлись шведы (что соответствует исторической действительности), в другом - англичане (воспоминание о нападении анг лийской эскадры на селение в годы Крымской войны). Завершается народ ное предание рассказом о спрятанном на дне Нивы монастырском колоко ле, единственном предмете церковной жизни, уцелевшем во время нападения врага5. В несколько усеченном виде это же предание фиксируют и данные клировых ведомостей Кандалакшского прихода: в них содержится упоми нание о разорении Коккова монастыря неприятелем, правда, нет никаких намеков на легенду о колоколе6. 1 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по Книге Большому Чертежу. - СПб., 1869.-С . 77-78. 2Там же. - С. 78. 3 Вкл.кн. - J1. 17. 4 Криничная Н.А. Предания Русского Севера. - СПб., 1991.- С . 153-154. s Там же. 6Из фондов МОКМ. - Нв. 2029/25. - Л. 153,197. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz