Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

ториком не приводятся какие-либо поясняющие обстоятельства сдвига хронологических рамок «гибели» Кокуева монастыря. Можно лишь дога­ дываться, что на корректировку ранее высказанного предположения И.Ф. Ушакова оказало влияние знакомство иг. Митрофана (Баданина) с за­ писями вкладной книги Кандалакшского монастыря, в которых обитель называется «Кокоевым монастырем» еще для 1586/87 г. Другими словами, Кандалакшский монастырь за 2-3 года до шведской агрессии уже имено­ вался Кокуевым. Для того чтобы разобраться в этом частном вопросе ранней истории Кандалакшского монастыря, необходимо несколько слов сказать о том ис­ точнике, который породил уверенность историков прошлого и настоящего в существовании самостоятельного Кокоева монастыря. Этим источником является КБЧ - объемный географический комментарий к несохранившей- ся карте всего Московского государства. Как было показано в специальном исследовании К.Н. Сербиной, КБЧ возникла на основе «старого» (конца XVI в.) и «нового» чертежей (1627). В разделе КБЧ «Роспись рекам Поморским...» содержится подроб­ ное описание побережья Кольского полуострова от р. Тенуй, на границе с Норвегией, до реки Керети Кандалакшского берега Белого моря. В той части описания, где приводятся данные о р. Порьей, упомина­ ется и Кукуев монастырь, стоящий «у усть реки Порьей» и находящийся от «усть реки Нивы» в 80 верстах1. Собственно, именно приведенное известие КБЧ и служит основанием для предположения о существовании этого мо­ настыря, более нигде не упоминаемого в источниках. Любопытно, что И.Ф. Ушаков, не сомневавшийся в существовании самостоятельного Кокуева монастыря, в своих работах оговаривался, что об этом монастыре нет больше никаких упоминаний в источниках. И в са­ мом деле, в сохранившейся писцовой книге Алая Михалкова в описании поморской волости Порьей губы нет ни одного намека на существование некогда близ селения монастыря. Сохранившаяся начальная часть «сотной» выписи Порьей губы из книг В.Т. Агалина среди культовых строений волости упоминает только церковь Николы Чудотворца2. Отсутствие в источниках каких-либо намеков на деятельность мона­ стыря неподалеку от волости Порья губа уже должно породить сомнения в достоверности известий КБЧ. Тем не менее единственным из исследовате­ лей, кто выразил свой скепсис по этому поводу, был Е. Огородников. Это­ му автору принадлежит работа, вышедшая еще во второй пол. XIX в., по­ священная анализу географических данных КБЧ о Мурманском и Терском берегах Баренцева и Белого морей3. 'К Б Ч .- С . 150. 2 Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 115. - № 875. - Л. 22. Огородников Е. Мурманский и Терский берега по Книге Большому Чертежу. - СПб., 1869. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz