Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
шении предположение о том, что князь мог «ошибочно» представлять ме стонахождение Кандалакшского монастыря в Новгородской земле, выгля дит сомнительным. Упоминание прп. Феодорита как основателя Кандалакшского мона стыря в путевых заметках Д.Н. Островского не столь однозначно, как это может показаться на первый взгляд. И.Ф. Ушаков, напомним, с доверием отнесся к этому свидетельству, полагая, что в распоряжении русского ди пломата могли оказаться какие-то неизвестные ныне источники1. Обраще ние к некоторым более поздним архивным документам, связанным с дея тельностью Кандалакшского прихода в XIX - начале XX вв., показывает, что оснований для подобного доверия нет. Клировые ведомости Кандалакшского прихода (именно об этом ис точнике идет речь), сохранившиеся в фондах МОКМ и ГАМО, дают воз можность увидеть уровень знаний местного приходского духовенства о «церковных древностях» Кандалакши. В это время в Кандалакше действо вало две церкви: Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы. Вторая цер ковь существовала на месте упраздненного в 1742 г. Кандалакшского мо настыря. Описание имущества именно этой церкви и привлечет наше внимание. Так, водной из наиболее ранних клировыхведомостей (1842 г.), есть упоминание о Коковом (вар. Кокковом) монастыре, стоявшем некогда на месте церкви Рождества Пресвятой Богородицы2. Сведения о самом мона стыре достаточно неопределенные: церковь, «по слухам», осталась от мо настыря, который в неизвестное время и неизвестно кем был разорен3. Тут же упоминается и судьба монастырских колоколов, вывезенных в Архан гельск. Время вывоза этого предмета культа также не уточняется. Из всех колоколов сохранился только один «небольшой» колокол весом в 1 пуд4. В клировых ведомостях за вторую пол. XIX в. информация о мона стыре остается такой же краткой и неясной. Единственным дополнением к ней служит упоминание о двух бердышах, продолжавших храниться в церкви Рождества Богородицы5. Священники, составлявшие по приказу ностью исчерпал встречающиеся в источниках определения Кольского п-ова в целом или отдельных его приграничных частей. 1Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши. - С. 218. 2Из фондов МОКМ. - МОМНВ 2029/1. - Л. 63 об. 3Там же. 4Там же. - Л. 64. 5 Из фондов МОКМ. - МОМНВ 2029/25. - Л. 56 об. (клировые ведомости за 1856 г.); Л.85 об. (клировые ведомости за 1865 г.); Л. 122 (клировые ведомости за 1876 г.); ГАМО. - Ф. И-20. - On. 1. - Д. 131 - Л. 11-11 об. (опись церковного имущества 1879 г.). Необходимо отметить, что упоминаемые в ведомостях бердыши действи тельно когда-то принадлежали Кандалакшскому монастырю, и это оружие, наряду с некоторыми другими видами огнестрельного и холодного вооружения, упоминается в 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz