Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

нию настоятелем Спасо-Евфимьева монастыря. Этим «малым монасты­ рем», как казалось И.Ф. Ушакову, мог быть Кандалакшский монастырь1. Если в работах И.Ф. Ушакова мнение о возможной причастности прп. Феодорита к основанной в Кандалакше обители звучит как гипотеза, в таком же качестве предстает и предположение о возможной тождественно­ сти Федора Циденова и святого, то в работах последующих историков- краеведов данная точка зрения принимается за аксиому. Так, иг. Митрофан (Баданин) в целом ряде своих исследований не только принимает целиком и полностью гипотезу предшественника, но и пытается установить точное время основания монастыря в Кандалакше. Не вдаваясь специально в этот вопрос, что потребовало бы от нас подробного разбора всей аргументации историка относительно хронологических вех в жизни святого, отметим, что это время им относится к 1548-1551 гг.2 И все же, как представляется, высказанные И.Ф. Ушаковым сужде­ ния, при всей их оригинальности, не могут быть приняты в силу целого ряда причин. Во-первых, рассказ Симона ван Салингена о Федоре Цидено- ве необходимо рассматривать в общем контексте событий в жизни путе­ шественника, его встреч и общения с русскими людьми, происходившими в период 1566-1568 гг. В то время, по признанию самого Салингена, он, находясь в поморских селениях (Сумском посаде, Шуе и Кеми), встречался с различными людьми (русскими и карелами), которые объясняли ему «ис­ торические истоки» противостояния Московского государства со Швецией и Норвегией на Севере страны. Согласно этим рассказам, после взятия Иваном III Новгорода «вся земля от Новгорода на северо-запад до Двины и на запад-северо-запад до Выга вся была корельская и завоевана Москови­ тами, а земля от Выга, на северо-запад до Кандалакши на север вся при­ надлежала Норвегии»3. Русские информаторы Салингена, таким образом, убеждали голландского купца в том, что исторические претензии Москвы на территории Севера и Крайнего Севера России не обоснованы, посколь­ ку еще совсем в недавнее время они принадлежали ее ближайшим соседям. В этом контексте содержится и упоминание о Федоре Циденове, также со­ ставившем некую историю Карелии и Лапландии, в которой, якобы, от­ крыто высказывалось, что «Лапландия принадлежала Норвегии, а Коре- лия - Швеции»4. Обратим внимание на то, что упоминание о Федоре Ци­ денове не приурочено к периоду 1566-1568 гг. Напротив, голландец при­ водит воспоминание о «русском философе» как еще об одном дополни­ 1Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши. - С. 218. 2 Иер. Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. - Мурманск, 2002. - С. 100-101. 3Сообщение Симона ван Салингена. - С. 301. 4Там ж е .-С . 302. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz