Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
слывшим «за русского философа»1. Им, согласно голландскому путешест веннику, была составлена история Карелии и Лапландии, а также азбука («письмена») для «карелов». Анализируя уже высказанные ранее в исто риографии мнения о личности Федора Циденова, И.Ф. Ушаков предполо жил, что из всех известных для того времени деятелей русской церкви и книжности с «философом из Кандалакши» может быть отождествлен толь ко прп. Феодорит Кольский2. Без пояснений, правда, осталось то обстоя тельство, что голландец не указывает на монашеский статус Федора Циде нова (с этим не вяжется и именование «философа» мирским именем с указанием фамилии), при том что различия между мирским человеком и монахом ван Салингеном постоянно подчеркивались3. Несмотря на то что статья И.Ф. Ушакова, в которой излагалась гипоте за о тождестве Федора Циденова (Жиденова) с прп. Феодоритом Кольским, появилась в центральном научно-историческом издании, работа осталась незамеченной для последующих специалистов «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского. Возможно, это связано с названием статьи, которое прямо не отсылало к проблеме просветительской деятельности прп. Феодорита Кольского и ее возможного отражения в сообщении голланд ского путешественника. В специальных исследованиях, вышедших после публикации статьи историка, мнение о возможном тождестве Федора Ци денова с прп. Феодоритом, насколько нам известно, не высказывалось4. Кандалакшский «след» Феодорита косвенно был обнаружен И.Ф. Ушаковым и в самой Повести о жизни святого, составленной А.М. Курбским. Так, ученый обратил внимание на замечание А.М. Курбского, со гласно которому после неудачной попытки создать в Коле монастырь прп. Феодорит покидает Кольский Север и проводит два года «во едином ма- ломъ монастыре в Новогратцкой земле» в качестве игумена5. Короткое игументство прп. Феодорита предшествовало его последующему назначе 1 Сообщение Симона ван Салингена. - С. 301 . 2Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши // ВИ. - 1976. - № 3. Так, это видно в тех местах записок, где голландец повествует о своих русских знако мых из числа монашествующей братии: Трифоне Печенгском и Сергии (Семене) Вен- сине. (См.: Сообщение Симона ван Салингена. - С. 302-303.) См.: Рыков Ю.Д. «История о великом князе Московском» кн. А.М. Курбского как ис точник по истории опричнины: Дис. ... к.и.н. - М., 1972. - С. 430; Гладкий А.И. К во просу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского (жи тие Феодорита) // ТОДРЛ. - Л., 1981. - Т. XXXVI. - С. 239-241; Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древне русского писателя. - М., 1998. - С. 191-204; Он же. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов России и Норвегии. - Приложение 1: Тексты и комментарии. - С. 521-522. Курбский А. История о великом князе Московском // ПЛДР. Вторая половина XVI в. - С. 380. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz