Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

слывшим «за русского философа»1. Им, согласно голландскому путешест­ веннику, была составлена история Карелии и Лапландии, а также азбука («письмена») для «карелов». Анализируя уже высказанные ранее в исто­ риографии мнения о личности Федора Циденова, И.Ф. Ушаков предполо­ жил, что из всех известных для того времени деятелей русской церкви и книжности с «философом из Кандалакши» может быть отождествлен толь­ ко прп. Феодорит Кольский2. Без пояснений, правда, осталось то обстоя­ тельство, что голландец не указывает на монашеский статус Федора Циде­ нова (с этим не вяжется и именование «философа» мирским именем с указанием фамилии), при том что различия между мирским человеком и монахом ван Салингеном постоянно подчеркивались3. Несмотря на то что статья И.Ф. Ушакова, в которой излагалась гипоте­ за о тождестве Федора Циденова (Жиденова) с прп. Феодоритом Кольским, появилась в центральном научно-историческом издании, работа осталась незамеченной для последующих специалистов «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского. Возможно, это связано с названием статьи, которое прямо не отсылало к проблеме просветительской деятельности прп. Феодорита Кольского и ее возможного отражения в сообщении голланд­ ского путешественника. В специальных исследованиях, вышедших после публикации статьи историка, мнение о возможном тождестве Федора Ци­ денова с прп. Феодоритом, насколько нам известно, не высказывалось4. Кандалакшский «след» Феодорита косвенно был обнаружен И.Ф. Ушаковым и в самой Повести о жизни святого, составленной А.М. Курбским. Так, ученый обратил внимание на замечание А.М. Курбского, со­ гласно которому после неудачной попытки создать в Коле монастырь прп. Феодорит покидает Кольский Север и проводит два года «во едином ма- ломъ монастыре в Новогратцкой земле» в качестве игумена5. Короткое игументство прп. Феодорита предшествовало его последующему назначе­ 1 Сообщение Симона ван Салингена. - С. 301 . 2Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши // ВИ. - 1976. - № 3. Так, это видно в тех местах записок, где голландец повествует о своих русских знако­ мых из числа монашествующей братии: Трифоне Печенгском и Сергии (Семене) Вен- сине. (См.: Сообщение Симона ван Салингена. - С. 302-303.) См.: Рыков Ю.Д. «История о великом князе Московском» кн. А.М. Курбского как ис­ точник по истории опричнины: Дис. ... к.и.н. - М., 1972. - С. 430; Гладкий А.И. К во­ просу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского (жи­ тие Феодорита) // ТОДРЛ. - Л., 1981. - Т. XXXVI. - С. 239-241; Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древне­ русского писателя. - М., 1998. - С. 191-204; Он же. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов России и Норвегии. - Приложение 1: Тексты и комментарии. - С. 521-522. Курбский А. История о великом князе Московском // ПЛДР. Вторая половина XVI в. - С. 380. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz