Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

янское (первоначально) и монастырское (впоследствии) солеварение. Как бы то ни было, остается признать, что до тех пор, пока этот район не будет планомерно изучен археологами, на многие вопросы, в том числе и связан­ ные с происхождением названия селения, у нас не будет твердых и уверен­ ных ответов. С проблемой возникновения Пречистенского монастыря связаны два вопроса, обсуждаемые в историко-краеведческой литературе и в работах, посвященных истории православия на Кольском Севере: во-первых, это про­ блема участия в организации монастыря прп. Феодорита Кольского; во- вторых, это вопрос о соотношении двух монастырей, упоминаемых в ис­ точниках второй половины XVI в. - Кандалакшского и Кукуева (Кокуева). Обратимся к первому вопросу. Впервые мнение об участии Феодо­ рита Кольского в начальной судьбе Кандалакшского монастыря прозвуча­ ло в некоторых историко-краеведческих публикациях рубежа XIX-XX вв.1 При этом никаких ссылок на какие-либо источники или существовавшие в ту пору народные предания авторы этих сочинений не предлагали. Исклю­ чением стали путевые заметки русского дипломата Д.Н. Островского, по признанию которого в Кандалакше существовали сказания о том, что не­ когда существовавший здесь местный монастырь был основан знаменитым просветителем лопарей2. Правда, путешественник так и не раскрыл источ­ ников своей информации, что заставляет относиться к этому сообщению критически. Тем не менее с полным доверием к свидетельству Д.Н. Островского отнесся И.Ф. Ушаков, посчитавший, что в распоряжении путешественника (или его информаторов из числа приходского духовенства) были какие-то неизвестные нам источники, содержащие эти данные3. Сам же И.Ф. Ушаков пошел далее в развитии идеи о связи прп. Фео­ дорита с Кандалакшей и его возможном участии в основании местного мо­ настыря. Исследователь обратил внимание на сообщение Симона ван Са- лингена о некоем Федоре Циденове (вар. Жиденове)4 из Кандалакши, 1Кандалакшский приход Кемского уезда // АЕВ. - № 16. - 1896. - С. 191; Иер. Нико­ дим (Кононов). Преподобный Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. - СПб., 1899. - С. 21; Островский Д.Н. Путеводитель по Северу России (Архангельск. Белое море. Соло­ вецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора). - СПб., 1899. - С. 78. 2Островский Д.Н. Путеводитель по Северу России. - С. 78. 3Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши. - С. 218. 4 В только что опубликованном исследовании В.В. Калугина, посвященном истории жития Трифона Печенгского, представлено иное чтение фамилии «Кандалакшского философа», которое было передано ван Салингеном латиницей (Zidenow). Ученый предлагает читать эту фамилию как «Чудинов». (См.: Калугин В.В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов России и Норвегии. - М., 1999. - Приложение 1: Тексты и комментарии. - С. 521.) 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz