Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
ствительности, что уже отмечалось в историографии И.Ф. Ушаковым, единственным на сегодняшний день свидетельством, позволяющим гово рить о возможном времени основания монастыря, является жалованная грамота Ивана Грозного 1553/54 г. Сам документ не сохранился и, более того, по всей видимости, был утрачен уже в XVII в. Упоминание грамоты содержится в ряде более поздних жалованных грамот монастырю (см. Гла ву I). Таким образом, монастырь возник в Кандалакше чуть ранее времени выдачи ему первой жалованной грамоты. Необходимо вкратце затронуть и вопрос о географическом местопо ложении монастыря. Монастырь возник на восточном (правом) берегу ре ки Нивы - том месте, который источники конца XVI-XVIII вв. именуют «наволоком»1. И сейчас на современных картах и в номенклатуре геогра фических словарей этот берег носит название «монастырского наволока»2. Первоначально правый берег р. Нивы не был заселен, здесь находи лись только хозяйственные постройки монастыря и две монастырские церкви: Рождества Пречистой Богородицы и Николы Чудотворца. Точное время возникновения поморской волости на берегах р. Нивы нам неизвестно. Планомерных археологических изысканий в этом районе современной Мурманской области еще не проводилось. В научной и в краеведческой литературе достаточно долго бытовало мнение о том, что Кандалакша существовала еще в XI в.3 При этом никаких серьезных дово дов сторонники удревнения «прошлого» поморской волости не высказыва ли. И.Ф. Ушаков, справедливо подвергнувший это мнение критике, пола гал, что самым ранним упоминанием Кандалакши является известие т.н. Ростовской летописи под 1526 г. о приезде в Москву лопарей из Канда лакшской губы просить великого князя и митрополита «антиминса и свя щенников церковь свящати»4. Тогда же была построена и церковь Рожде ства Иоанна Предтечи, ставшая на несколько столетий главной волостной церковью и центром Кандалакшского прихода5. 1 Наволок - мыс; п-ов. В данном случае «монастырский наволок» является мысом. (См.: Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. - Мурманск, 1979. - С. 89.) 2ГСКП .-Т . I .- C . 63. 3 Авен-Авенский В. Кандалакша (Историко-экономический этюд) // КМК. - 1928. - 10-11. - С. 28; ГСКП. - Т. I. - С. 38; Кузьмин Г.Г., Разин Е.Ф. Кандалакша. - С. 19. (При этом авторы не настаивают на удревнении происхождения Кандалакши, а рас сматривают эту дату - XI в. - в числе одной из возможных дат начала истории север ного селения.) 4 Ушаков И.Ф. Старинная Кандалакша // Комсомолец Заполярья. - 1991. - 11 ноября; Он же. ИП. - Т. 3. - С. 33. s Любопытно, что на эту церковь не обратил внимания В.И. Иванов, подготовивший в настоящее время специальную статью, посвященную церквям (анализ количества и посвящений святым) Кольского уезда в XVI - начале XVIII вв. (См.: Иванов В.И. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz