Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

ствительности, что уже отмечалось в историографии И.Ф. Ушаковым, единственным на сегодняшний день свидетельством, позволяющим гово­ рить о возможном времени основания монастыря, является жалованная грамота Ивана Грозного 1553/54 г. Сам документ не сохранился и, более того, по всей видимости, был утрачен уже в XVII в. Упоминание грамоты содержится в ряде более поздних жалованных грамот монастырю (см. Гла­ ву I). Таким образом, монастырь возник в Кандалакше чуть ранее времени выдачи ему первой жалованной грамоты. Необходимо вкратце затронуть и вопрос о географическом местопо­ ложении монастыря. Монастырь возник на восточном (правом) берегу ре­ ки Нивы - том месте, который источники конца XVI-XVIII вв. именуют «наволоком»1. И сейчас на современных картах и в номенклатуре геогра­ фических словарей этот берег носит название «монастырского наволока»2. Первоначально правый берег р. Нивы не был заселен, здесь находи­ лись только хозяйственные постройки монастыря и две монастырские церкви: Рождества Пречистой Богородицы и Николы Чудотворца. Точное время возникновения поморской волости на берегах р. Нивы нам неизвестно. Планомерных археологических изысканий в этом районе современной Мурманской области еще не проводилось. В научной и в краеведческой литературе достаточно долго бытовало мнение о том, что Кандалакша существовала еще в XI в.3 При этом никаких серьезных дово­ дов сторонники удревнения «прошлого» поморской волости не высказыва­ ли. И.Ф. Ушаков, справедливо подвергнувший это мнение критике, пола­ гал, что самым ранним упоминанием Кандалакши является известие т.н. Ростовской летописи под 1526 г. о приезде в Москву лопарей из Канда­ лакшской губы просить великого князя и митрополита «антиминса и свя­ щенников церковь свящати»4. Тогда же была построена и церковь Рожде­ ства Иоанна Предтечи, ставшая на несколько столетий главной волостной церковью и центром Кандалакшского прихода5. 1 Наволок - мыс; п-ов. В данном случае «монастырский наволок» является мысом. (См.: Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. - Мурманск, 1979. - С. 89.) 2ГСКП .-Т . I .- C . 63. 3 Авен-Авенский В. Кандалакша (Историко-экономический этюд) // КМК. - 1928. - 10-11. - С. 28; ГСКП. - Т. I. - С. 38; Кузьмин Г.Г., Разин Е.Ф. Кандалакша. - С. 19. (При этом авторы не настаивают на удревнении происхождения Кандалакши, а рас­ сматривают эту дату - XI в. - в числе одной из возможных дат начала истории север­ ного селения.) 4 Ушаков И.Ф. Старинная Кандалакша // Комсомолец Заполярья. - 1991. - 11 ноября; Он же. ИП. - Т. 3. - С. 33. s Любопытно, что на эту церковь не обратил внимания В.И. Иванов, подготовивший в настоящее время специальную статью, посвященную церквям (анализ количества и посвящений святым) Кольского уезда в XVI - начале XVIII вв. (См.: Иванов В.И. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz