Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Вянзин). Каких-либо других упоминаний о Троицком Кольском монасты ре, исключая Повесть А.М. Курбского, в источниках нет1. С этим мнением не согласился другой специалист по истории мона стырской колонизации Севера России А.А. Савич. Так, по его справедли вому наблюдению, размер поселения (речь идет о Коле) не может служить достаточным основанием для того, чтобы признать наличие или отсутствие монастыря: поскольку монастыри выступали в качестве первопроходцев, постольку и возникали они в малоосвоенных местах2. Оспаривал ученый и вероятность совместной деятельности св. Трифона и Феодорита в деле создания монастыря и проповеди христианства среди саами3. Как бы то ни было, если признать действительным существование Троицкого монастыря, то период его жизнедеятельности относится к тому времени, когда Феодорит еще не был архимандритом Спасо-Евфимьева монастыря (в Суздале) в 1551-1554 гг. Следовательно, этот период можно датировать в широких пределах 1530-1540-х гг. Петропавловский монастырь предположительно возник после 1565 г. Тогда Симон ван Салинген при посещении Колы отметил одного из пер вых жителей селения Семена Венсина, который, по словам путешествен ника, в ту пору носил мирское имя, а в период работы над записками он уже стал монахом под именем Сергий4. Таким образом, в период после 1565 г. в самой Коле оформился еще один монастырь. Период самостоя тельной деятельности Петропавловского монастыря не был продолжи тельным. Уже в начале XVII в. монастырь был приписан к Печенгскому монастырю, который «переселился» в Колу после нападения отряда шве дов в 1589 г. В 1605-1606 гг. угодья Петропавловского монастыря, вместе со всем имуществом, перешли к Печенгскому монастырю5. Чуть ранее Петропавловского возникает монастырь в Кандалакше, носящий имя Пречистой Богородицы. Как уже отмечалось, в историко краеведческой литературе высказывались мнения о раннем периоде фор мирования монастыря, относящегося ко второй половине 1520-х гг.6В дей 1Андреев А.И. К истории русской колонизации западной части Кольского полуострова. - С. 29-31. Савич А.А. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского севера XIV-XVII вв. - С. 78. 3 Там же. - С. 79. 4 Сообщение Симона ван Салингена. - С. 299. Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время. Историко-краеведческий словарь. - Мурманск, 2001. - С. 199. 6Кандалакшский приход Кемского уезда//АЕВ .- 1 8 9 6 .-№ 16. - С. 191; 1 9 0 9 .-№ 1 4 .- С. 404; Разин Е.Ф. Стоял «монастырь опщей». Это было в старину // Полярная Прав да. - 1991. - 10 октября. - С. 2; Был когда-то в Кандалакше монастырь... // Наша Па мять. Частная газета. - 1996. - № 6 (август). - С. 1-2; Фундамент у подножья горы Крестовой И Наука и бизнес на Мурмане. - Сер. История и право: Храмы Кольского Севера. - 1999. - № 3. - С. 39. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz