Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Кольский Троицкий монастырь был основан св. Феодоритом. Упо­ минание об этом монастыре есть только в «Повести о Феодорите», входя­ щей в состав «Истории о великом князе Московском» А.М. Курбского. Опальный князь, повествуя о духовных подвигах своего учителя на Коль­ ском Севере, отмечает, что во время второго посещения края святой «на устию... Колы-реки созидает монастырь и в нем поставляет церковь во имя пребезначалные Троицы». Отсюда, если верить Курбскому, святой за­ нимался проповедью христианства среди местных лопарей1. Введенный Феодоритом в монастыре строгий устав (отказ от «име­ ний», жесткое соблюдение обета целомудрия) вызвал протест среди бра­ тии, изгнавшей святого («имають старца святого и биютъ нещадно, и не токмо из монастыря извлечают, но и от страны тое изгоняютъ, аки врага некоего»)2. Повесть не содержит никаких точных хронологических ориентиров, что затрудняет датировку основания Феодоритом монастыря. Более того, в науке высказывалось и соображение относительно того, что основанный Феодоритом монастырь - это не отдельная самостоятельная обитель, а тот монастырь, который следует отождествлять с Троицким Печенгским3. В таком случае, Трифон и Феодорит выступают в качестве единомышленни­ ков, совместными усилиями создавших обитель на р. Печенге. А.И. Андре­ ев, высказавший эту точку зрения, полагал, что существование в Коле в середине XVI в. самостоятельного монастыря было невозможным по ряду причин. Во-первых, сама Кола как селение если и существовала, то была малонаселенной. Это и препятствовало появлению монастыря. Во-вторых, монастырь в Коле возник намного позже (после 1569 г.), и источники знают как его название (Петропавловский), так и имя основателя (Семен (Сергий) земле... с сех мест блиско ста лет...». (См.: РИБ. - Т. XVI. - № 49. - С. 205; № 55. - С. 222.) В ответных грамотах Бориса Годунова, адресованных датским послам, нахо­ дившимся с дипломатической миссией в Москве, высказывались близкие тем, что приводились в «ответах» Ивана Грозного хронологические ориентиры основания мо­ настыря. Так, в ответном извещении от 17.03.1598 г. заявлялось, что монастырь «сто­ ит болши осмидесяти лет». В другом ответном извещении, на этот раз датируемом 02.02.1603 г., утверждалось, что Печенгский монастырь «в той Лопской земле сто­ ит... болши ста лет, а почали его строить ещо при великом государе царе... Василье Ивановиче всеа Руси». (Там же. - № 75. - С. 322; № 90. - С. 385.) Как бы то ни было, начало деятельности монастыря русскими самодержцами относилось к первому - второму десятилетию XVI в. Разумеется, никаких документальных подтверждений этому в посланиях не приводилось. Курбский А. История о великом князе Московском // ПЛДР. Вторая половина XVI в. - М., 1986.- С . 378. 2Там ж е .-С . 380. Андреев А.И. Очерк колонизации Севера в XVI и XVII вв. // Очерки по истории коло­ низации Севера. - Пг., 1922. - Вып. 1. - С. 39; Он же. К истории русской колонизации западной части Кольского полуострова // Дела и дни. - Пг., 1920. - Кн. 1. - С. 28-29. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz