Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
(по иным мнениям - два) монастыря: Троицкий Печенгский, Троицкий Кольский и Петропавловский Кольский1. Ранее других возник Троицкий Печенгский монастырь, основателем которого выступил Кольский святой Трифон Печенгский. Первоначально, судя по данным различных источников, монастырь располагался при впа дении в р. Печенгу речки Манны. Затем святой построил пустынь в устье р. Печенги, где были построены две церкви: Успения и св. Зосимы и Сав- ватия Соловецких2. Житие святого не дает точных хронологических указа ний о времени создания монастыря. Этот же вопрос возникал и в диплома тической переписке русских властей с датскими относительно государственной принадлежности северной части Кольского п-ова. В цар ских грамотах (датируемых рубежом XVI-XVII вв.) назывались разные да ты возникновения монастыря . 1Совсем недавно А.Л. Хорошкевич было высказано мнение о деятельности на побере жье Баренцева моря (Мурманский берег) еще одного монастыря во имя Св. Спаса. (См.: Хорошкевич А.Л. Новгородский путь к Студеному (Ледовитому) морю: из ком ментариев к «Запискам о Московии» Г. Штадена // Государство и общество в России XV - начала XX вв. Сборник статей памяти Николая Евгеньевича Носова. - СПб., 2007. - С. 178.) Основой для высказанного предположения послужило одно место «Рукописания Магнуша» - произведения новгородской книжности начала XV в. Так, во время поездки на корабле шведского короля Магнуша («повредившегося» божьим наказанием в рассудке) и его сына Хакона (норвежского короля) в Норвегию (Мур манская земля) судно попало в шторм и «по божию повелению, принесе мя (Магну ша. - С .Я ) ветр под манастырь святаго Спаса в Полную реку,..». (См.: Рукописание Магнуша// ПЛДР. XIV - середина XV вв. - М., 1981. - С. 60.) Р. Полная упоминается в грамоте царя Федора Ивановича датскому королю Фридриху II (август 1585 г.). Гра мота касается вопроса разграничения территории на севере Кольского п-ова между Данией и Россией. Так, согласно доводам русской стороны, граница земель двух го сударств проходила по р. Полной, протекавшей неподалеку от Варгава (совр. Вардё, город на севере Норвегии, стоящий на берегу Варангер-фьорда в нескольких десятках км от российской границы). (См.: РИБ. - Т. XVI. - № 55. - С. 223.) Все же, несмотря на это, допустить существование на границе с Норвегией русского монастыря в XIV в. не представляется возможным. Во-первых, в самом памятнике Мурманская земля выступает обозначением именно Норвежского королевства. Во-вторых, ника ких данных о постоянном присутствии русского населения на севере Кольского п-ова (побережье Баренцева моря) до второй четверти XVI в. в источниках нет. Вопрос о местах размещения Печенгского монастыря в разные периоды времени XVI-XX вв. рассмотрен в специальной статье иг. Митрофана (Баданина). (См.: Иер. Митрофан (Баданин). Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI-XXI вв. // III Ушаковские чтения: сборник научных статей / Науч. ред. А.В. Воронин. - Мурманск, 2006. - С. 43-51.) Так, в двух грамотах Ивана Грозного (от июля 1582 г. и августа 1585 г.), адресован ных датскому королю Фредерику II, в которых выражалась мысль об исконных пра вах московских государей на западные земли Кольского п-ова (р. Печенга и Паз), бы ли выдвинуты два, несколько туманных, хронологических ориентира основания Печенгского монастыря. В первой (1582 г.) заявлялось, что монастырь «стоит болши семидесяти лет»; во второй (1585 г.) —обитель на Печенге «стоит в той же Лопской 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz