Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

святой Богородицы и Николы Чудотворца - и крестил «за Святым Носом» многих лопарей1. С последним известием соотносится и сообщение одной новгород­ ской летописи XVI в., введенной не так давно в научный оборот2. Из этого сообщения, датируемого 1531/32 г., явствует, что новокрещенные лопари «Диколопской земли» донесли великому князю Василию III о крещении 70 человек. В ответ на это московский государь просил новгородского ар­ хиепископа Макария отправить к лопарям соборного священника, который должен был крестить всех желающих, а «нехотящих не нудити». Помимо этого, по государеву «слову» к обращенным в новую веру лопарям были отправлены и необходимые для богослужений предметы (колокол, иконы, книги, церковную утварь). Также в сообщении упоминается и церковная руга, установленная «из великого князя казны»3. При этом в летописной статье не поясняется, для какой церкви была установлена руга. Одно из наиболее поздних известий о распространении христианства среди лопарей относится к 70-м гг. XVI в. и связано с районом р. Поной. Так, на р. Поной «по челобитью» лопарей Семиостровского и Иокангского погостов была построена церковь во имя апостолов Петра и Павла. Точная дата строительства храма неизвестна, но произошло это событие до 1575 г. Согласно грамоте Ивана Грозного на Поной старцу Феогносту (от 20.02.1575 г.), при строительстве храма государем были выделены и необ­ ходимые предметы церковного обихода4. Правда, ко времени составления царской грамоты понойский храм пришел в упадок. В специальной литературе небезосновательно связывают упомяну­ тые посольства кольских лопарей с просветительской деятельностью мест­ ных святых - Трифона Печенгского и Феодорита Кольского5. Хотя воз­ можно, в миссионерской работе участвовали и какие-то другие, неизвестные нам подвижники. Обращение в православие лопарей Мурманского и Кандалакшского берега служило хорошей основой для создания монастырской организа­ ции. В вопросе о времени возникновения нескольких местных монастырей, действовавших на побережье Баренцева моря, в науке ясности нет. Пред­ положительно в середине - второй половине XVI в. здесь действовали три 'П С Р Л .-Т . X III.-С . 63. г Конявская Е.Л. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т.Ф. Большакова // Новго­ родский исторический сборник. - СПб., 2005. - Вып. 10 (20). 3 Там же. - С. 375. 4 ААЭ .-Т . I. -№ 288. - С. 334. Шестаков П.Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенг­ ский//Журнал министерства народного просвещения. - 1868. - Ч. 138. - С. 55-57; Са- вич А.А. Главные моменты монастырской колонизации русского Севера XIV-XVII вв. // Сборник общества исторических, философских и социальных наук при Пермском университете. - Пермь, 1929. - Вып. III. - С. 76-77. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz