Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
власти передавалась по наследству от отца к сыну. Так, в Керети известны отец и сын, исполнявшие обязанности даныциков: Семен Андреянов и Иван Семенов сын Андронов1. Процесс формирования аппарата власти в Кольском остроге, начав шийся со времени учреждения здесь воеводского правления (в 1582-1583 гг.), должен был низвести даныцика с высот административ ного управления до обычного сборщика податей с саамского населения края. Видимо, подобная трансформация произошла на рубеже XVI-XVII вв., когда в источниках даныцики выступают именно в роли сборщиков лопарской дани2. Освоение Кольского Севера, помимо создания постоянных поселе ний и администрации, включало в себя и проникновение в регион мона стырских организаций. Первыми сюда пришли крупные монастырские корпорации Севера России (Соловецкий и Кирилло-Белозерский монасты ри), а затем и Центра страны. Данное явление в историографии начала XX в. не совсем удачно назвали монастырской колонизацией Кольского Севера. Дело не только в том, что монастыри (за исключением местного Троицкого Печенгского) «приходили» уже в освоенные ранее места (рус ские волости и саамские погосты), но и в том, что одной из черт присутст вия монастырской организации на Кольском п-ове стала инкорпорация в сложившуюся структуру поселений (русских и саамских)3. Одновременно с этим происходит и возникновение местных мона стырей. Видимо, это было связано, в какой-то степени, и с процессом хри стианизации саамского населения края. Русские летописи XVI в. инициа тором христианизации выдают самих лопарей, которые добровольно (без всякого «подталкивания» со стороны) обращались к высшим светским и духовным иерархам Московского государства с просьбой об учреждении церквей. Так, в 1526 г. саами, проживавшие на территории Кандалакшской губы, «били челом государю и просили антиминса и священников церковь свящати, и просветити их святым крещением». Новгородским архиеписко пом Макарием был послан священник, который освятил церковь Рождест ва Иоанна Предтечи. В 1532 г. лопари с побережья рек Колы и Туломы приехали в Новгород к архиепископу Макарию с аналогичной просьбой: «просили антиминсов и священников церкви Божиа свящати». Тогда же был отправлен священник, который освятил две церкви - Благовещение ‘ Сб. ГКЭ. - Т. И. - № 13 8 . _ Стб. 454-455; АСЭИСР. (II). - № 647. - С. 103. Даныцики упоминаются в многочисленных источниках, так или иначе касающихся вопроса о взаимоотношении русского и саамского населения Кольского уезда конца XVI-XVII вв. (См.: СМИКП. - № 22, 27, 29, 46, 53. - С. 49-51, 55-64, 65-66, 80-82, 87-89.) Об этом же, правда применительно только к освоению Вологодского, Устюжского уездов и Белозерского края, писал и М.Н. Тихомиров. (См.: Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. - С. 237-240.) 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz