Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
частности, исследователем было обращено внимание на такие аспекты проблемы, как организация труда на монастырских соляных промыслах, конфликты местных и пришлых монастырей с коренным населением Кольского уезда (саамами), участие монастырей в морском промысле и ор ганизация труда во время Мурманского рыбного промысла. Значительно обогатив источниковую базу своих исследований, а также предложив ряд интересных трактовок некоторых моментов истории организации мона стырского хозяйства на Кольском полуострове, И.Ф. Ушаков продолжал работать все в той же методологической парадигме: монастыри - исклю чительно эксплуататоры, нещадно обиравшие и без того задавленных по датным и административным прессом местных и центральных властей крестьян и лопарей Кольского уезда. Нельзя не отметить, что И.Ф. Ушаков, впервые предложив целост ную схему развития Кольского полуострова в «дооктябрьский период», рассматривал сюжет, связанный с хозяйственной деятельностью монасты рей в крае, как один из многих исторических аспектов прошлого Кольско го Севера. Безусловно, это не могло послужить основой для целостного и всестороннего изучения проблемы. Тем не менее к числу явных заслуг И.Ф. Ушакова нельзя не отнести создание серии популярных очерков, посвященных деятельности святых в историческом прошлом Кольского Севера (св. Трифон Печенгский, прп. Феодорит Кольский)1, истории местных монастырей (Троицкий Печенг ский, Кандалакшский Пречистенский)2. Отдельные сюжеты, касающиеся деятельности пришлых монастырей на Кольском п-ове, присутствуют и в работах А.И. Копанева. Так, иссле дователем впервые в отечественной историографии была изучена пробле ма «кольского лука» на материале волости Варзуга Терского берега Коль ского п-ова3. Луковладение Варзужской волости исследователем рассмат ривалось на фоне деятельности двух крупных духовных феодалов (Соло вецкий и Троице-Сергиев монастыри) в черной волости, активно скупав(С древнейших времен до XVIII в.). - Мурманск, 1962. - Ч. I. - С. 33-40, 43; Он же. Краеведческий материал по истории для школ Мурманской области. - Мурманск, 1965. - 4. II. - Вып. I: Кольский край в конце XVII - первой четверти XVIII вв. - С. 22-24, 26-31, 33-35; Он же. Краеведческий материал по истории для школ Мур манской области. - Мурманск, 1967. - 4. II. - Вып. II. (1725-1800). - С. 22-24, 34-36; Он же. Кольские монастыри // Заполярный труд. - № 16, 23, 26. - 05. - 1965. 1Ушаков И.Ф. «Философ» из Кандалакши // ВИ. - 1976. - № 3; Он же. Феодорит, кре ститель лоии // Север. - 1993. - № 1; Он же. ИП. - Т. 2. - С. 211-214. Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные про граммы основного и дополнительного курсов по религиоведению. - Мурманск, 1994. - С. 111-145; Он же. ИП. - Т. 3. - С. 32-51. Копанев А.И. Неземледельческая волость в XVI-XVII вв. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России: Сборник статей памяти Ивана Ивановича Смирнова. - Л„ 1967. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz