Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
России. Ревизские «сказки» 1719 г. учитывают исключительно мужское население. Кандалакшский приход и монастырь здесь также выделены в особые рубрики, не смешиваемые с данными о населении всей волости. Все переписи начала XVIII в. и ревизия 1719 г. содержат подробные данные о составе монашеской братии и монастырских работниках, занятых в хозяйстве монастыря и на соляных промыслах. Помимо неопубликованных переписных книг Кольского уезда XVII-XVIII вв., нами были использованы и публикации переписных и писцовых книг по Холмогорам и Вологде1. Несмотря на кажущуюся уда ленность названных городов от Кольского Севера, кипевшая в них торго вая жизнь напрямую затрагивала и Кандалакшский монастырь. Дело в том, что здесь на протяжении всего XVII в. находились подворья монастыря. Привлечение данных холмогорских и вологодских писцовых и переписных книг позволит увидеть некоторые черты деятельности и персональный со став территориальных служб монастыря в этих городах. Ценную информацию содержат и материалы опубликованных и хра нящихся в архивах таможенных книг и книг сбора податей Кольского уез да. Кандалакшский монастырь был втянут в соляную и рыбную торговлю Севера России. Добываемая монастырем соль реализовывалась на рынках Холмогор и Вологды. Частично опубликованные таможенные книги Тоть- мы и Устюга Великого2 дают возможность прояснить некоторые вопросы участия монастыря в межрегиональной торговле на Русском Севере: коли чество судов и работных людей, задействованных в доставке соли в Воло гду, особенности деятельности монастырской службы в Вологде и др. В фондах ГАМО хранится любопытный документ, еще не привлек ший достаточного внимания со стороны исследователей, - «Книга сбора соляных пошлин таможенных целовальников Холмогор Ивана Мельцова и Богдана Щепоткина» за 1646/47 г.3 Несмотря на единичность этого источ ника, таможенная книга сбора соляных пошлин позволяет представить объемы поставок соли из Кандалакши на Холмогоры, особенности взаимо действия территориальных монастырских служб (Вологодской и Холмо горской). Сравнительно немногочисленные известия об экономической дея тельности монастыря в начале XVIII в. дает «Книга таможенных и кабац 1Ясински М.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику. Архангельский Се вер: проблемы и источники. - СПб., 1998. - Приложение 2; ППКВ. - Т. I—II. 2ТКМГ. - М.; JI., 1950-1951.- Т . I—III. По оценкам JI.А. Тимошиной в 3-томник вошли 8 из 39 таможенных книг Устюга Великого и 6 из 38 таможенных книг Тотьмы. (См.: Тимошина JI.A. Холмогорская таможенная книга 1658 г. - С. 187.) 3 ГАМО. - Ф. И-87. - On. 1. - Д. 1. В недавнее время на этот источник обратил внима ние А.В. Крайковский в связи с вопросом о фискальной политике государства в об ласти соляной торговли. (См.: Крайковский А.В. Торговля солью на Русском Севере в 1630—1650-х гг.: Д и с .... к.и.н. - СПб., 2005.- С . 25.) 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz