Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Кольского уезда, не исключая Кандалакшской волости и Пречистенского монастыря1. Более полны сведения переписи 1711 г. Здесь уже встречаются дан ные абсолютно обо всех лицах (мужского и женского пола), проживавших на территории Кандалакши и Кандалакшского монастыря. Сопоставление данных двух близких по времени источников показывает, что значитель ный массив информации, не касающийся женского населения (матери, се стры, дочери и т.п.), был оставлен без внимания переписчиков. Речь идет о многочисленных «приживальщиках» - выходцах с территории других во лостей Кольского уезда и Поморья, а также саамских погостов, которые составляли значительный процент населения отдельных крестьянских и бобыльских дворов. Неучтенными остались и некоторые дворы, находив шиеся на «пограничной» территории Кандалакшской волости. Третья из указанных переписей по структуре близка к переписи 1677/78 г. В 1716 г. в поле зрения переписчиков попало исключительно мужское население2. Особенностью этой переписи является то, что населе ние, составлявшее причт Кандалакшского прихода (священник, дьячок, просвирня), и население Кандалакшского монастыря (монахи, монастыр ские работники) выделены в отдельную часть переписной книги, а не включены в данные об основном составе населения Кандалакши, как это было в трех предшествующих переписных книгах. В данном случае про явилось стремление организаторов переписи дать материал более унифи цировано, что позволяло облегчить подсчеты различных категорий населе ния уезда, содержащиеся в заключение переписи. Нельзя не отметить, что переписные книги служат важным источни ком для изучения социальной структуры Кандалакшской волости. Исполь зуемые в волости социальные определения - крестьянин и бобыль - зано сились и на листы переписных книг. Изучение состава населения волости позволит более явственно представить ту социальную среду, в которой существовал Пречистенский монастырь. Правда, в последней переписной книге (1716 г.) заметно стремление нивелировать существовавшие в волос ти социальные и экономические различия среди крестьянства. Определе ние «бобыль» здесь использовано применительно только к одному челове ку, в то время как все остальные жители Кандалакши уже выступают под общим определением крестьян3. Перепись 1716 г. является в некотором роде переходным мостиком к ревизии 1719 г. , ставшей первой в истории Кольского Севера, да и всей 1Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 122. —Л. 7 об. - 9. 2 РГАДА. - Ф. 248. - Оп. 3. - Кн. 78. Тенденция к исчезновению бобылей как особой категории крестьянства имела обще российскую тенденцию. (См.: Шапиро A.JI . Эволюция бобыльства в России в XVIII в. // Ежегодник по Аграрной истории Восточной Европы за 1958 г. - Таллин, 1959.) РГАДА. - Ф. 350. - Оп. 2. - Д. 1476. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz