Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
самой волости Кандалакша. На это обстоятельство, насколько нам извест но, обратил внимание только кандалакшский краевед Е.Ф. Разин1. Если профессиональный историк воздержался от комментария любопытного момента, то любитель-краевед Е.Ф. Разин высказал предположение (как будет показано далее, совершенно необоснованное) о том, что селение Кандалакша в ту пору состояло только из монастыря и не имело еще сель ского поселения - волости. Выяснение этого спорного момента связано с общей характеристи кой писцовой книги А. Михалкова. Еще в XVII в., в период после оконча ния Смуты, различные категории населения Кольского уезда (лопари, по садские люди, монахи Печенгского монастыря) обвиняли писца в вымогательстве взяток, в обмен на которые он готов был дать заниженные сведения о размерах угодий. Современные исследователи высказали две точки зрения относительно того, что составляло предмет мошенничества московского писца: сокращение размера податей с угодий (С.Б. Веселов ский, А.И. Андреев) и сокращение данных о размере угодий (В.И. Иванов). Окончательную точку в этом вопросе, разумеется, пока ставить рано. До тех пор пока не будет осуществлено полноценное издание книги А. Ми халкова, не будет изучена фискальная политика государства в регионе и не будут выявлены все этапы складывания монастырского землевладения, от ветить на все существующие вопросы не представляется возможным. И все же, возвращаясь к оценке деятельности писца, данной различ ными категориями населения уезда, отметим, что по заверению посадских людей Колы, А. Михалков в ходе переписи сократил количество угодий монастыря почти вдвое. Как будет показано далее, эта оценка во многом справедлива и может быть подтверждена анализом источникового мате риала. В таком случае отсутствие в писцовой книге сведений о волости и волостных крестьянах может быть связано именно с этим обстоятельст вом: монастырь, к началу XVII в. получивший во владение угодья всех крестьян, вынужден был скрывать истинный размер своих владений. В этой ситуации обнародование сведений о волости раскрывало бы истинные размеры монастырского землевладения в Кандалакше, чего монашеская братия допустить не хотела. В Кольском уезде, так же как и в других регионах страны, первая подворная перепись была проведена в 1646/47 г. Перепись проводилась стрелецким головой Леонтием Азарьевым. До настоящего времени этот источник не сохранился. Отдельные сведения первой переписной книги (количество дворов и общая численность мужского населения) попали в следующую переписную книгу, составленную кольским воеводой Львом Секириным. 1Разин Е.Ф. Стоял «монастырь опщей». Это было в старину // Полярная правда. - 1991. - 10 октября. - С. 2. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz