Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Коляниным. Самая ранняя из книг датирована 1711-1712 гг.1 Две после­ дующие датированы 1712-1713 гг.2 и 1719-1722 гг.3 Последний из названных источников не содержит всех необходимых элементов формуляра, что дает основания рассматривать его в качестве черновика. В частности, здесь нет развернутой вступительной части, со­ держащей санкцию холмогорского владыки на сбор венечных пошлин и «почеревных денег»4 и время начала сбора пошлин («По указу преосвя- щеннаго Рафаила архиепископа Колмогорскаго и Важескаго книга венеч­ ных пошлин и почеревных денег збору Кандалашского монастыря»). Нет здесь и отчетной части, завершающей документ и содержащей сведения о передаче собранных пошлин в Архангельске в архиерейскую канцелярию. Вместе с тем одной из особенностей первых двух книг «венечных пошлин», создающей определенные сложности при обработке их данных, выступает то, что здесь обходится стороной территориальное происхожде­ ние вступающих в брак мужчин. Только в двух случаях, связанных с упла­ тами женихами «почеревных денег», источники поясняют то, что один из нарушителей моральных устоев был выходцем из Каргополя (Семен Ада­ мов), а второй из Кандалакши (Афанасий Огнев)5. Самый поздний из рассматриваемых источников, напротив, содер­ жит данные о местах проживания всех вступающих в брак мужчин, в числе которых заметны выходцы как из лопарских погостов, так и из поморских селений Кандалакшского берега (включая саму Кандалакшу) и из Колы. Сюда же включены и книги венечных пошлин по волости Умба (1718-1721 гг.) Терского берега Двинского уезда6. Данная особенность ис­ точника, возможно, имеет свое объяснение: знакомство с документами церкви Успения Богородицы волости Поной, отложившимися в фондах ар­ хива СПб. ИИ РАН, показывает, что в административном отношении в первой четверти XVIII в. последняя подчинялась Кандалакшскому мона­ стырю. Так, распоряжениями холмогорского архиепископа Рафаила (1712, 1714 гг.) приходское духовенство Поноя обязывалось венечные по­ шлины и венечные книги (наряду с некоторыми другими мирскими побо­ 1 ГААО. - Ф. 831. - On. 1. - Д. 306. (Самая ранняя запись источника датирована 30.07.1711 г., а самая поздняя - 12.08.1712 г.) Там же. - Ф. 31. - On. 1. - Д. 545. (Самая ранняя запись источника датирована 8.11.1712 г., а самая поздняя - 17.08.1713 г.) Там же. - Ф. 1025. - Оп. 5. - Д. 190. (Самая ранняя запись источника датирована 20.01.1719 г., а самая поздняя - 27.04.1722 г.) Особый вид церковного штрафа, взыскивавшийся за прижитого ребенка до официаль­ ного вступления в брак. 5ГААО. - Ф. 831. - On. 1. - Д. 306. - J1. 5-5 об.; Ф. 31. - On. 1. - Д. 545. - JI. 4. Там ж е .-Ф . 1025.-О п . 5 .- Д . 190. - J I . 3-4. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz