Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
московского Черниговского собора Михаила Рогуева1. Протопопом в но ябре 1645 г. была передана монастырю оброчная пустошь и пожня, кото рые находились между Койдокурской и Кехтой волостями Двинского уез да. Сведения об этом вкладе сохранились и во вкладной книге монастыря2. Как явствует из вышеупомянутых отводных книг старцев Сергия и Никодима, данная грамота московского попа хранилась в Холмогорской приказной службе монастыря3. Здесь же хранился список с еще одного до кумента, составленного Михаилом Рогуевым, который пока неизвестен другим источникам. Это данная на двор в Кехотской волости, переданный монастырю «кладом» все тем же московским попом в 1652/53 г. Список данной был скреплен подписью Кандалакшского игумена Феодосия4. Никаких других подробных сведений об актовой документации мо настыря в настоящее время мы не имеем. Как уже было замечено, плохая сохранность актовых источников объясняется неблагоприятными для монастыря обстоятельствами, сло жившимися накануне секуляризации духовных вотчин: приписка Пречис тенской обители в 1742 г. к Соловецкому монастырю повлекла за собой вывоз всей документации и имущества, в ходе которого значительная часть архива, по всей видимости, погибла. Совершенно иначе, после ликвидации в 1764 г., сложилась судьба архива Печенгского монастыря. Возобновленный в 1886 г. монастырь, бла годаря активной деятельности иг. Ионафана, смог не только создать образ цовое хозяйство, но и частично восстановить свой архив. Согласно сведе ниям исследователей Кольского Севера (иером. Никодим (Кононов), А.М. Филиппов), работавших с материалами этого архива в начале XX в., собрание документов включало в себя не менее 20 жалованных и указных грамот XVI-XVII вв., не считая челобитных и различных сведений о хо зяйственном состоянии монастыря за этот период5. Судьба архива Печенг ского монастыря в настоящее время, к сожалению, неизвестна. Таким образом, одна из важнейших частей архива Кандалакшского монастыря, актовые источники, в достаточно полном объеме сохранилась лишь к моменту ликвидации самостоятельности обители в 1742 г. Локаль ное значение монастыря в духовной и экономической жизни Поморья, от 1РГАДА .-Ф . 159.-О п . З .- Д . 129. -Л . 1-1 об. 2Вкл.кн. - Л. 167-167 об. 3ГААО. - Ф. 1408. - Оп. 2. - Д. 29. - Л. 29-29 об., 33-33 об. 4Там же. - Л. 29 об., 33 об. 5 Иером. Никодим (Кононов). Преподобный Трифон, просветитель лопарей, Печенг- ский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. - СПб., 1899. - С. 18-23; Филиппов А.М. Рец.; Иг. Никодим (Кононов). Преподобный Три фон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец и церковно-историческое значе ние основанной им обители. - СПб., 1900; Он же. Преподобный Трифон, Печенгский чудотворец и его ученики. Исторические сведения о церковном их почитании. - СПб., 1901 // Литературный вестник. - М., 1902. - Т. 4. - Кн. 6. - С. 158-161. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz