Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Алай Михалков не внес в книгу ряд сведений об угодьях этой духовной корпорации1. Возвращаясь к вопросу о степени репрезентативности сведений пис цовой книги 1608-1611 гг., об актовой документации монастыря, обратим внимание на следующую особенность. При сопоставлении данных о путях приобретения луковых угодий монастырем, которые отразились в писцо вой книге и в записях вкладной книги, выясняется, что некоторые из них квалифицируются в источниках по-разному. Так, среди четырех крестьян, передавших угодья монастырю вкладом, упомянутых в записях вкладной книги, трое упоминаются и в писцовой книге Алая Михалкова в числе тех собственников, от которых монастырь получил угодья. Это Матфей Ива нов сын Мансирдой (вклад датирован 1590 г. августом 17), кузнец Трофим Васильев сын Новик (вклад датирован 1590/91 г.) и кольский стрелец Иван Иванов сын Девятый (вклад датирован 1591 г. февраля 26). Во всех трех записях вкладной книги пожертвование крестьян и кольского стрельца вы ступает в качестве вклада, т.е. безвозмездно переданной недвижимой соб ственности2. Совсем иначе квалифицируются эти угодья в писцовой книге. Если верить данным Алая Михалкова, во всех трех случаях монастырь приобрел право на распоряжение угодьями через их покупку у собственников3. В чем же здесь дело? Каким данным следует доверять больше - вкладной или писцовой книги? Думаю, что видимого противоречия здесь нет. Дело в том, что в практике оформления сделок монастырями Севера России известны случаи, когда первоначально оформленный акт купли- продажи земли (или угодий) со временем мог изменить свое содержание и, по желанию одной из сторон, быть переквалифицирован как безвозмезд ный вклад. Так, в октябре 1572 г. крестьянин Керети Василий Иванов сын Химряк продал Соловецкому монастырю «двор свой... да в Вороньи губе место варнишное и з двором з зимним, да десять сажен дров, да пол-лука пожон промеж волощаны ...». Все перечисленное имущество крестьянином было продано соловецкому строителю старцу Меркурию за 8 рублей. Спустя какое-то время, как следует из приписки к тексту грамоты, харак тер сделки претерпел изменения. «Писано купчею, а взято за вклад» - чи таем мы в документе4. Правда, в рассматриваемых случаях с вкладами кандалакшских кре стьян характер изменений сделки имел обратную последовательность: первоначально они были оформлены как вклад, а затем уже как купчая. Чем была вызвана подобная трансформация содержания сделки между крестьянами и Пречистенским монастырем, пока сказать трудно. В качест 1Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья. - С. 153-156. 2 Вкл. кн. - JI. 27 об. - 28 об., 37. 3 Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 461. 4 АСЭИСР (И). - № 465. - С. 21. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz