Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

книге монастыря. Записи вкладной книги охватывают достаточно продол­ жительный период (с 1562/63 по 1693/94 гг.) и содержат, в том числе, све­ дения об угодьях, полученных монастырем через вклад. Как уже говори­ лось ранее, рукопись вкладной книги монастыря является отреставри­ рованной и в конце содержит опись монастырского имущества, в которую включены и сведения (неполные) о луковых угодьях. Отдельные сведения о вкладах угодьями содержатся и в основной части вкладной книги. Всего за период с 1588/89 г. по 1602 г. здесь встре­ чаются 9 записей о луковых вкладах1. При этом о 5 из них нет упоминаний в описи имущества. В самой же описи монастырского имущества включены сведения о 29 вкладчиках, передавших монастырю те или иные части своих угодий. Если к этому числу прибавить еще и тех вкладчиков, которые есть в ос­ новном содержании книги, но отсутствующих в сведениях писцовой книги 1608-1611 гг., то это количество возрастет до 33 вкладчиков. В общей сложности, если учитывать данные двух источников, общее количество лиц, передавших угодья монастырю, - 42 человека. Неполнота сведений писцовой книги Алая Михалкова относительно количества принадлежавших монастырю луковых угодий (значит, и не­ полное количество данных об актовых источниках) была ясна еще совре­ менникам. Дело в том, что в 1665-1669 гг. между посадскими людьми Ко­ лы и монахами Печенгского монастыря с одной стороны, и крестьянами Кандалакши и монахами Кандалакшского монастыря - с другой происхо­ дил длительный конфликт относительно раскладки податей . Не затрагивая специально этот вопрос, отметим: свои претензии к крестьянам и монахам Кандалакши посадские люди основывали на том, что «в Кандалашской де волости и въ монастыре по Васильевой книге Агалина написано сорок лу- ковъ, а въ Алаевыхъ книгахъ написано двадцать луковъ, а двадцать луковъ Алай Михалковъ имъ съ братиею иъ Кандалакского монастыря наровя далъ»3. Таким образом, дав взятку писцу, пречистенские старцы смогли «на бумаге» уменьшить количество своих владений вдвое. На неточность данных писцовой книги Алая Михалкова относитель­ но размеров вотчинных угодий монастырей Кольского уезда обращалось внимание и в историографии4. В частности, совсем недавно В.И. Иванову на основе анализа писцовой книги 1608-1611 гг. и различных документов, относящихся к Троицкому Печенгскому монастырю, удалось показать, что 1Вкл. кн. - Л. 15 об., 26-28 об., 37, 39 об., 60 об., 64. 2 Грамота 1697 г. - С. 404. 3Там же. Андреев А.И. О подложности жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 г. - С. 139. - Прим. 2; Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 41. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz