Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Первые подобные грамоты начали выдаваться еще с 1570-х гг.1Кан­ далакшский монастырь, как можно видеть из данных таблицы, также поль­ зовался этими общими для многих монастырей привилегиями. С просьбой подтвердить ранее выданные монастырю жалованные грамоты кандалакшские монахи не раз обращались к царской власти. При этом в челобитных могла содержаться просьба о подтверждении как доку­ мента в целом, так и отдельных постановлений жалованных грамот. Так, в мае 1615г. Михаилом Романовым были подтверждены сразу 3 жалованные грамоты, погибшие во время нападения на Кандалакшу отряда «воровских людей» (1553/54 г., от 20 января 1585 и 1594/95 г.). В июне 1660 г. на Хол- могоры из монастыря служебником Василием Семилетком была доставле­ на некая жалованная грамота Михаила Романова «за красною за вислою печатю»2. При этой грамоте содержался и список с нее. Холмогорскому монастырскому приказчику Иоасафу Мельцову следовало направить гра­ моту в Москву к старцу Филофею. По словам авторов письма - келаря Са­ вина и казначея Герасима, старец Филофей «велел послать (жалованную грамоту. - С.Н.) для того, [что] государь царь и великий князь Алексей Михайлович... пожаловать велел поновить на свое царьское имя»3. Среди многочисленных грамот, некогда хранившихся в монастыр­ ском архиве, мы не найдем ни одной, которая бы закрепляла права духов­ ной корпорации на распоряжение и владение угодьями на основе вотчин­ ного права. Некоторым исключением является только первая жалованная грамота 1553/54 г., закрепившая за обителью IV* лука угодий и воспре­ щавшая волостным крестьянам вступать в монастырские владения. Все по­ следующие приобретения монастыря внутри волости (в общей сложности, ему принадлежало 40 луков угодий)4 не смогли нарушить сложившийся принцип владения и распоряжения угодьями. Этот принцип был очень яр­ ко выражен в писцовой книге Алая Михалкова 1608-1611 гг.: «А новопри­ былые луки съ волостными людьми ведають они (кандалакшские монахи. - С.Н.) сами меж себя по старине въ рыбныхъ ловлехъ, и въ сенныхъ поко- сехъ, и въ лешихъ ухожеяхъ, и во всякихъ угодьяхъ переменяясь по го- домъ»5. Таким образом, в отличие от других монастырских корпораций Кольского уезда (как местных, так и пришлых), Кандалакшский монастырь так и не смог в вотчинном плане перерасти за границы самой волости, имея приобретения «на стороне» лишь фрагментарно. 1 Французова Е.Б. Торговля солью в Вологде в XVI в. // Торговля, купечество и тамо­ женное дело в России XVI-XVIII вв.: Сборник материалов международной научной конференции (СПб., 17-20 сентября 2001 г.).-С П б „ 2001.- С . 21. 2 РГАДА- -Ф . 1434.-О п . 1 .-Л . 1. 3 Там же. 4 ГААО .-Ф . 1025.-О п . 5 .- Д . 4 42 .- Л . 1 об. 5Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 461. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz