Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
зная этого существенного момента судебного разбирательства, вновь об ращает на себя внимание неприязненное и, порой, агрессивное отношение стрельцов к кандалакшским монахам. Очевидно, для того чтобы разо браться в мотивах отмеченной неприязни, необходимо целостное исследо вание социальных отношений, особенностей финансового и правового по ложения отдельных категорий населения (включая и монашествующих) в микросоциуме Кольского острога. Только в этом случае станет понятным существовавший в Коле и в уезде в целом антагонизм между различными категориями населения. В завершение хотелось бы обратить внимание на следующую, как представляется, немаловажную деталь. Отсутствие за Кандалакшским мо настырем крупных вотчинных владений и сколь-нибудь значительного числа зависимого населения накладывало свой отпечаток на формы и ха рактер конфликтов монастыря и волостного крестьянства. Все известные нам по источникам конфликтные ситуации, в которые был втянут мона стырь, носили сравнительно «мягкий» характер. Достаточно сказать, что выявившееся в XVII в. стремление монастыря поставить под контроль рас поряжение всеми волостными угодьями вызывало сопротивление кресть янства, выливавшееся в формы «хулиганских» действий (уничтожение межевых знаков и «тоных избушек»). Относительно мирному сосуществованию монастыря и волости в немалой степени способствовала и обоюдная вовлеченность двух социаль ных организмов (общины и монастыря) в несение тяжелых денежных и на туральных повинностей, возложенных на податное население Кольского уезда местной и центральной властью. Достаточно вспомнить, что в тече ние целого ряда лет (с 1679/80 по 1689/90 гг.) монастырь уплачивал основ ную подать —стрелецкие деньги —не только за себя, но и за часть волост ного населения (крестьян) Кандалакши. Тем самым вовлеченность Кандалакшского монастыря в хозяйствен ную и податную сферу Кандалакшской волости делала его существование в социальном организме общины сравнительно спокойным, хотя и не ли шенным социальных трений, возникавших в повседневной жизни обители и волостных крестьян. 309
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz