Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

остановились на ямском дворе. Из дальнейших слов стрельца можно за­ ключить, что главным в их отряде был Иван Покидин. Именно он «в вече­ ре стал-де... их стрельцов... посылать за реку в Кандалажской мона­ стырь»1. Иваном Покидиным была выдана стрельцам и какая-то письменная справка («память»), в которой предписывалось стрельцам «дьячка монастырьского взять, а буде не емлют дьячка, и вы-де, возьмите казначея и привидите на ямской двор»2. При этом в памяти никак не пояс­ нялась необходимость привода дьячка в позднее время на ямской двор. Во всяком случае допрашиваемые стрельцы об этом ничего не говорили. Ви­ димо, не было этого написано и в «памяти», выданной Иваном Покиди­ ным. С «памятью» в монастырь отправились Гаврила Коровин и Василий Секиров. К ним присоединился и Иван Конюхов, который на монастыре хотел поживиться съестным («хлеба есть»). Перебравшись за реку, на «мо­ настырскую сторону» Кандалакши, стрельцы отправились к келье строи­ теля. Вероятно, разбудив строителя, стрельцы обратились к нему со сле­ дующими словами: «Пожалуй, батько, дьячка своего, а буде нет дьячка и ты, пожалуй, пошли на ямской двор казначея, у нас-де есть память Ивана Покидина, что-де взять дьячка или казначея»3. Отметим, что и в этом слу­ чае стрельцы никак не оговаривают необходимость в доставке на ямской двор кого-то из монастырской администрации. Услышав требование стрельцов, согласно показанию Гаврилы Коровина, строитель не только отказался дать дьячка или казначея, но и начал бранить стрельцов: «Бля- дины дети! И с памятью и хто-де вас посылал»4. Стрельцы уже было по­ вернули обратно к реке, с тем чтобы вернуться на ямской двор, но тут из монастыря в них кто-то из монахов (не конкретизируется, кто именно) «поленьем бросали и матерно бранили». По возращению на ямской двор стрельцы рассказали о случившемся Ивану Покидину. На следующее утро, как продолжает Гаврила Коровин, «он-де, Иван Покидин, по утру став и их стрельцов с собою взял и ^пере­ ехав за реку в монастырь пришли, в церковь, во исходе литоргии» . От­ слушав конец литургии, Иван Покдин со стрельцами отправился в мона­ стырскую трапезную, где решил словесно выяснить отношения с иеромонахом Дионисием. Разговор вылился в назидательные советы стрельца иеромонаху: «Де ты, чернец, не порядочно живешь» . По призна­ нию Гаврилы Коровина, Иван Покидин много препирался с иеромонахом, но о чем, стрелец «не рослышал, потому что одаль от них стоял». После разговора Иван Покидин стал просить у иеромонаха (строителя) Дионисия 1РГАДА. - Ф. 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 2. - Л. 436 об. Там же. 3Там же, - Л. 437. Там же. 5Там же. - Л. 437 об. Там же. 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz