Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Следователь выяснял у стрельца: «Из Кандалажской волости до Екострова ехал ли? И на пути едучи оленей кормить, не давал ли?»1. Данная часть об­ винений объясняется тем, что зимой того же 1703 г. Козьма Кушаков два­ жды ездил «зимним путем ... по воевоцким памятем» в лопарский погост Екостров. На первую часть обвинений стрелец дал те же ответы, что и его то­ варищи. Небольшое отличие в показаниях стрельца относится только к имени старца, разрешившего стрельцам взять карбас у дьячка. Старца, ес­ ли верить Козьме, звали Макарием2. Полностью Козьма отрицал за собой вину в избиении дьячка и иеромонаха Дионисия. По второй части обвине­ ний стрелец отвечал, что во время своей поездки в Екостров «оленей кор­ мить давал и проводников не бил и не бранился»3. Здесь же, в своих пока­ заниях, стрелец обвинил старцев в том, что «ево, Кузьму, клеплют напрасно»4. Вторая ситуация, о которой рассказывали солдатскому начальнику монахи Пречистенской обители, касалась уже действий стрельцов в мона­ стыре в ноябре 1703 г. В этой ситуации главными подозреваемыми были Иван Покидин, Таврило Коровин, Иван Конюхов и Василий Секиров. Спи­ сок обвинений, предъявленный стрельцам, выглядит следующим образом: приходили ли стрельцы «ночью в монастырь их Кандалажской и х казен­ ной келье приступали ль? И ... того ж дни Иван Покидин с товарыщи при­ ходил ли в монастырь в церковь во время литоргии? И после литоргии ие­ ромонаха Дионисия бранили ль всячески и говорили похвальные речи, что- де - Тебя из риз вытащим? И прошали ль дьячка монастырского? Ради ка­ кова дела? И вышед из церкви казначея старца Иосифа ухватя у кельи ру­ гательно по монастырю волочили ль, и мантию на нем драли ль? И ево, ка­ значея, ругаючи за реку на ямской двор свели ль?»5 Ответы на обвинения двух стрельцов, Гаврилы Назарова сына Коро­ вина и Василия Секирова, совпадают между собой, что позволяет нам их рассмотреть вместе. Итак, по словам Гаврилы Коровина, стрельцы были посланы в Керетскую волость «по памяти от воеводы Дмитрея Унковско- го... ради целовальников к городовому строению Кольского острогу»6. Та­ ким образом, стрельцы выполняли привычное для себя поручение достав­ ки выборных от волости в Колу для участия в строительстве укреплений острога. На целовальников была возложена и обязанность предоставить деньги от волости, которые должны были идти на строительные расходы. Далее, как продолжает Гаврила Коровин, прибыв в Кандалакшу, стрельцы РГАДА .-Ф . 137.-O n . 1. (Кольский острог). - Д. 2 .- Л . 434. Там же. - Л. 434 об. 3Там же. 4Там же. 5Там же. - Л. 436. 6Там ж е .-Л . 436 об. 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz