Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Тогда же были допрошены и стрельцы, «Ответные речи» стрельцов рассмотрим в той последовательности, в какой были изложены события «стрелецких бесчинств» старцами Кандалакшского монастыря. Первый приход стрельцов на монастырский двор, как помним, отно сится к июню 1703 г. Среди обвиняемых монахами стрельцов были Савва Сидоров, Козьма Кушаков и Иван Букин. Савву Сидорова и Ивана Букина пытались уличить в одних и тех же проступках. Следователь спрашивал стрельцов: «К строительской кельи приступали с палками и для какова де ла? И дьячка их монастырского били ль? Иеромонаха Дионисия на крыль це в грудь кололи шестом?»1. Савва Сидоров свое пребывание и пребывание своих товарищей объ яснял служебной поездкой в Ребольские волости «для полуполтиных де нег». Свое появление в монастыре стрелец мотивировал простым разме щением на постой («хлеба ели») перед дальнейшим путешествием в Ребольские волости. Стрелец полностью отвергал обвинения старцев в из биении дьячка и иеромонаха: «А старца (имеется в виду иеромонах Диони сий. - С.Н. ) в грудь шестом не кололи, и х кельи казенной не приступали, а приступать было не для чево, и дьячка-де их не били ...»2. Увод из мона стыря дьячка Савва объяснял прозаически: необходимостью для стрельцов переправиться на другой берег р. Нивы. Об этом стрелец говорит так: «У дьчка их монастырьскаго судну взяли и за реку ехав на мирской (так. - С.Н.) двор»3. Из показаний Ивана Букина выясняется, что стрелец был послан в Архангельск с воеводскими отписками. Пребывание в монастыре Иван Бу кин также объясняет постоем («хлеба ели») стрельцов перед дальней доро гой. При этом в показаниях стрельца содержатся некоторые нюансы отно сительно увода из монастыря дьячка. Так, по словам стрельца, он и его товарищи «пошед из монастыря прошали у старца карбаса переехать реку. И старец велел взять карбас у дьячка. И оне-де, стрельцы, карбас взяв и ре ку переехали...»4. Подобно Савве, Иван Букин отрицал всякие обвинения в избиении дьячка и иеромонаха. Еще одному спутнику двух вышеупомянутых стрельцов, Козьме Кушакову, выдвинули более развернутые обвинения. В своей первой части они совпадали с обвинениями против Саввы и Ивана (самовольный приход на монастырский двор, избиение дьячка и иеромонаха). Объясняется это тем, что Козьма вместе с Саввой и Василием Букиным (брат Ивана Буки на?) ездил в Ребальские волости «для полуполтинных денег». В этом слу чае Козьма предстает как один из соучастников в бесчинстве стрельцов в монастыре. Вторая часть обвинений относится уже персонально к Козьме. 1РГАДА. - Ф. 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 2. - Л. 433, 435. *Там же. - Л. 433 об. Там же. 4Там же.-Л . 435^35 об. 303
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz