Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
вовавшее образу поведения и репутации стрельца в Кольском остроге1. Итак, по словам келаря и казначея, четверо стрельцов ночью «прихо дили в монастырь и х казеной келье приступали»2. Старцы при этом в сво их расспросных речах не поясняли, с какой целью стрельцы ночью явились к монастырю. На следующее утро четверо стрельцов явились в церковь на бого служение («литорьгию»). Отстояв службу (причем, видимо, не всю, а ее заключительную часть, поскольку стрельцы пришли в церковь уже во вре мя самого богослужения), предводитель стрельцов Иван Покидин подошел к иеромонаху Дионисию и «бранил всячески», а также похвалялся: «Я-де, тебя (Дионисия. - С.Н.) из рис вытащу». После «похвальной речи» Иван Покидин потребовал у старцев предоставить стрельцам монастыр ского дьячка. Келарь и казначей в расспросных речах, недоумевая по этому поводу, говорили следователю: «Незнамо ради какова дела, а указу и памя ти не казали, ради какова дела ево, дьячка, имали»3. Другими словами, предоставить монахам письменный документ от воеводы, в котором бы объяснялось, с какой целью нужен стрельцам монастырский дьячок, не званые гости не могли. Получив отказ, стрельцы, выйдя из церкви (следо вательно, все препирательство происходило там, а не за пределами храма), «казначея старца Иосифа ухватили у кельи, ругательно по монастырю во лочили и мантию на нем придрали и ево, казначея, ругаючи свели за реку на ямской двор»4. Сделаем пояснение, что выражение «свели за реку» оз начало то, что стрельцы вместе с казначеем переправились на лодке с «мо настырской стороны» Кандалакши на «волостную сторону», где и распола гался ямской двор. Спустя непродолжительное время, не более месяца, в ноябре 1703 г. стрельцы вновь объявились в Кандалакше, но на этот раз визитов в мона стырь уже не совершали. Стрельцов и на этот раз было несколько. Это уже знакомый нам Иван Покидин, а также Елфим Заонежанин, Гаврил Самозер и еще какие-то стрельцы, которые не были известны монахам по именам, но определялись ими как «товарыщи». Остановившиеся в Кандалакше на ямском дворе стрельцы пробыли здесь 10 дней. Все это время они требова ли от монахов натуральных подношений. По словам самих старцев, «при носили мы к ним, стрельцам, хлеб и рыбу». Ответные действия стрельцов на эти «кормы» выглядели не иначе как оскорбление: «Иван Покидин хлеб и рыбу под порог кидал»5. Не ограничиваясь только этим, стрельцы требо 1 Яркая психологическая характеристика Ивана Нахала представлена в некоторых ра ботах И.Ф. Ушакова. (См.: Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 2. - С. 150-153; Он же. ИП. - Т. 3. - С. 125-128.) 2РГАДА .-Ф . 137.-O n . 1. (Кольский острог). - Д. 2. —Л. 432. Там же. 4Там же. - J1. 432 об. Там же. 301
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz