Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Таким образом, в конфликте монастыря и кольских стрельцов в 1663 г., помимо сугубо экономических мотивов, связанных со стремлением монастыря получить обратно отданный взаймы хлеб, мог быть замешан и мотив мести, связанный с «обидой» кольских стрельцов на кандалакшских старцев, отказавшихся в голодный год «помочь» хлебом. Начало XVIII столетия, открывшее новую эпоху в жизни страны, для жителей Кольского уезда ознаменовалось затяжным конфликтом с воево дой Д.И. Унковским (годы воеводства - 1703-1704 гг.)1. Причина столкно вения воеводы с посадскими людьми и частью стрельцов Кольского остро га, а также с представителями крестьянства поморских волостей и саамов лопарских погостов уезда заключалась в непомерно возросших требовани ях, предъявляемых центральной властью (проводником воли которой яв лялся сам воевода) к податному населению края в эпоху преобразований. Перестройка укреплений Кольского острога, возросшее бремя налоговых платежей - все это тяжким грузом ложилось на плечи простого населения уезда. Возникшее первоначально глухое недовольство действиями воеводы впоследствии переросло в открытое неповиновение и подачу коллектив ных челобитных на имя царя. Общее социальное напряжение, возникшее в уезде, не обошло сто роной и Кандалакшский монастырь. В 1704 г., во время расследования в Кольском остроге дел по обви нению воеводы Д.И. Унковского, следователю солдатскому голове М.И. Исачеву представителями монастырской администрации, келарем Павлом и казначеем Афанасием, была высказана жалоба на самоуправство кольских стрельцов2. Из расспросных речей келаря и казначея следовало, что в 1703 г. кольские стрельцы, трижды проезжая с различными поруче ниями через волость, чинили бесчинства в монастыре. В первый раз, в ию не 1703 г., 3 кольских стрельца - Савва Сидоров, Козьма Кушаков и Иван Букин, по словам монахов, «приходили на монастырь и к строительской келье приступали... с палками, и дьячка монастырского Ивана Савина би ли; иеромонаха Деонисия, на крыльце строительском шестом в грудь ко лоли ...»3. Стрельцы при этом были не одни, а действовали совместно с ка кими-то «товарыщи». Повторный приезд стрельцов в монастырь состоялся в октябре того же года. На этот раз ночью на монастырский двор пришло сразу четверо стрельцов: Иван Покидин, Иван Конюхов, Гаврило Коровин и Василий Секиров. Первый из названных, Иван Покидин, был одиозной личностью среди кольских стрельцов. Совсем не случайно, что Покидин получил очень звучное и само за себя говорящее прозвище Нахал, полностью соответст 1 Ход конфликта подробно изучен И.Ф. Ушаковым в специальном очерке. (См.: Уша- ков И.Ф. В военную пору... Воеводство Унковского в Коле // ИП. - Т. 3. - С. 73-146.) РГАДА. - Ф. 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 2. - JI. 431-443. Там же. —J1. 431. 300
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz