Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
выясняется, что всего затонуло 4 ладьи, не доходя 300 верст до Колы1. Со общив о несчастье, кольский воевода получил из Москвы предписание: «у печенских и у кандалашских старцов, и у иных промышленников, и в Со ловецких вытях в Кеми, и в Сумском остроге хлебных запасов досмотрить налицо, и что у них тех хлебных запасов за их обиходом останетца и тот хлеб служилым людем взяти взаймы»2. При этом в отписках кольского воеводы, которыми оперировали приказные люди, приводятся несколько иные цифры реквизированного хлеба, нежели те, что содержатся в чело битной кандалакшских старцев. Так, в самом монастыре было взято «лиш него хлеба» 500 чет. ржи3. Напротив, в отписке двинского воеводы О.И. Щербатого приводятся следующие цифры реквизированного у монахов хлеба: 231 чет. с осминой и полуосминой ржи, 152 чет. ржи (в «двинскую заорленую меру»), 194 чет. ячменя, 680 чет. ячменя, 68 пуд. 24 фунт, муки ржаной4. Кроме этого, у кандалакшского старца Ивана было реквизировано 24 пуд. 38 фунт, ржаной муки. Последние данные о реквизированном хлебе попали и в царскую грамоту, обращенную к холмогорскому воеводе О.И. Щербатому. Грамота предписывала вернуть воеводе реквизированный хлеб из «покупного из вятцкого хлеба», предназначенного для кольских и двинских стрельцов5. Не довольствуясь только реквизированным по царскому указу хле бом, в Кольском остроге «сотники стрелецкие и пятидесятски(е) и рядовые стрельцы 130 человек воровски грабежем из монастырских житниц рож и муку всю взяли, и дву старцов и служек били до полусмерти, и от того-де, монастырские их промыслы стали»6. Насильственные действия кольских стрельцов, возможно, не были обычным уголовным преступлением, а содержали в себе мотив мести. Де ло в том, что за год до случившегося в Коле из-за недостатка хлеба возник голод, в результате которого погибло 50 стрельцов. Страдающие от голода стрельцы просили безвозмездно предоставить хлеб кандалакшских стар цев, но в ответ получили отказ: игумен Иоаким готов был продавать хлеб, а не отдавать его даром голодающим стрельцам7. Не будет большим преувеличением сказать, что в число реквизиро ванного хлеба, указанного в челобитной, игумен Иоаким включил и тот хлеб, что был похищен кольскими стрельцами. ‘ РГАДА .-Ф . 159. - Оп. 3. - Д. 1 6 .-Л . 2-3. Там же. - Л. 3. Там же. - Л. 4. Там же. - Л. 6. ’ Там же. - Л . 12. Там же. 7Базилевич К.В. Восстание в Москве в 1662 г. // Очерки истории СССР. Период феода лизма XVII в. / Под ред. А.А. Новосельского, Н.В. Устюгова. - С. 258. 299
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz