Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

В сентябре 1645 г. на имя кольского воеводы Г.Ф. Бутурлина посту­ пила царская грамота, являющаяся ответом на челобитье кандалакшских монахов. В грамоте передается основное содержание челобитной: во время отсутствия в Коле монахов1 кольские стрельцы и стрелецкие сотники са­ мовольно приходили на двор и «сидют с вечера до полуночи и болши, и те пьют, и шахматы играют, и всякое безчинство чиня(т), и суды их мона- стырьские и всякую дворовую [по] суду портят и теряют, и дворнику чинят обиды и утеснение, и от того-де их озорничества на их двор дворники жить не смеют». Царская грамота содержала предписание, воспрещавшее стрель­ цам появляться на монастырском подворье: «на тот их монастырьский двор сотником и стрельцом начевать... н(е) велеть». Социальная неприязнь между монахами и кольскими стрельцами вырывалась наружу даже в тех случаях, когда, казалось бы, монастырь оказывал существенную поддержку последним. Обратимся к одному делу, отложившемуся в делопроизводстве приказа Новгородской четверти, про­ ливающему свет на отмеченную сторону взаимоотношений стрелецкого населения Колы и кандалакшских монахов. В апреле 1663 г. на имя Алексея Михайловича была подана челобит­ ная кандалакшским игуменом Иоакимом. Как писал игумен, в 1663 г., не дойдя до Колы, во время шторма затонули ладьи, шедшие из Холмогор с «хлебным запасом» для кольских стрельцов2. Государство, строго соблю­ дающее материальные интересы служилых людей, потребовало воевод­ скую власть Колы возместить потерю путем изъятия хлеба из монастыр­ ских житниц. Игумен Иоаким в челобитной указывает, что монастырь предоставил стрельцам 435 чет. с осминой ржи, 608 пуд. 24 фунта муки ржаной, 194 чет. ячменю3. Реквизированный хлеб, согласно царскому ука­ зу, должен был быть возвращен из следующих стрелецких «хлебных запа­ сов», предназначенных для отправки в Колу. Однако, как писал Канда­ лакшский игумен, несмотря на царский указ к холмогорскому воеводе О.И. Щербатому, «займованый» хлеб так и не был возвращен. По словам игумена, завершающим челобитную, от «хлебной неотдачи, соляных и морских рыбных и всех промыслишков отбыли, и великими долгами об- должали и в конец погибли»4. В Новгородском приказе были наведены соответствующие справки относительно поданной челобитной, которые, в частности, приоткрывают и некоторые подробности конфликта монастыря с кольскими стрельцами, не отразившиеся в челобитной игумена Иоакима. Так, приказными людьми были подняты отписки кольского воеводы Я.М. Стрешнева, из которых 1По всей видимости, речь идет о периоде окончания рыбных промыслов, когда приказ­ ной старец и монахи покидали Колу и возвращались обратно в монастырь. 2 РГАДА .-Ф . 159. - Оп. 3. - Д. 1 6 .-Л . 1. 3 Там же. 4 Там же. 298

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz