Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

На этом историографическом фоне, где отражается целостное или частичное изучение архивов ряда монастырских корпораций Московской Руси, к сожалению, вовсе не заметно обращение к проблеме состава и сте­ пени сохранности архивов монастырей Кольского Севера. В данном разделе мы остановимся на вопросе о составе и степени сохранности архива Кандалакшского Пречистенского монастыря. Вопрос о составе монастырского архива нами будет рассматриваться и в сравни­ тельно-источниковедческом аспекте, который предполагает сопоставление полученных результатов с известными в науке данными о сохранности ак­ товых источников другого местного монастыря Кольского уезда - Троиц­ кого Печенгского. Полученный материал, думаю, позволит прийти и к бо­ лее общим заключениям относительно хозяйственной специфики двух северных монастырей, практического использования актовой документа­ ции духовными корпорациями в решении повседневных хозяйственных вопросов. Согласно предложенной в недавнее время М.С. Черкасовой типоло­ гии монастырской документации, состав архивов духовных корпораций может быть разделен на 3 группы: 1) крепостные (владельческие) - акты, книги учета актовой документации (копийные, записные), книги учета мо­ настырского хозяйства и имущества (дозорные, межевые, переписные, писцовые); 2) делопроизводственная, хозяйственная документация (выт- ные, оброчные, приходно-расходные и др.); 3) документация государст­ венно-церковного учета (описные, отписные, переписные книги)1. Сначала обратимся к первой и третьей группам документации архива Кандалакшского монастыря. Отметим, что проблема состава и степени сохранности архива Кан­ далакшского монастыря в науке специально не ставилась. Отдельные за­ мечания о кандалакшском архиве были высказаны А.И. Андреевым. В ча­ стности, исследователь обратил внимание на такие источники по истории Пречистенской обители, как вкладная книга, фиксирующая различные по­ ступления в монастырь, и жалованная грамота Михаила Романова от 13 марта 1622 г.2 В последующее время к этим источникам (правда, фраг­ ментарно) обращались как историки, работавшие над общими проблемами социально-экономической истории России, так и историки-краеведы3. 1 Черкасова М.С. Сравнительное изучение монастырских архивов: источники и про­ блемы // Кириллов. Краеведческий альманах. - Вологда, 2001. - Вып. 4. - С. 290-291; Она же. К характеристике монастырских архивов России XVI-XVII вв. (Продолже­ ние) // АЕ за 2004. - М., 2005. - С. 44. Андреев А.И. Исторические материалы о Кольском полуострове монастырских архи­ вов // СМИКП. - С. 6-7. 3 Бахрушин С.В. Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизо­ ванного государства XVI - начала XVII вв. // Он же. Научные труды. - Т. I. - М., 1952. - С. 140-141; Кузьмин Г.Г., Разин Е.Ф. Кандалакша. - Мурманск, 1968. - С. 23-24; Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 1. - С. 61-62; Он же. ИП. - Т. 3. - С. 33-34. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz