Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
ны посадские люди, чьим основным видом деятельности являлись участие в рыбном промысле на Мурмане, а также занятость в определенных ремес лах (прежде всего судостроении), приезжие купцы и промышленники. Писцовая книга Алая Михалкова позволяет представить топографию сред невековой Колы. Так, посад Колы делился на три части (района): Нижний посад, который располагался ближе к Кольскому заливу; Верхний посад стоял выше по течению Колы и, наконец, Заречье, находившееся на правом берегу реки Колы1. Как уже отмечалось, основную массу кольского населения составля ли стрельцы. Потребность в содержании на заполярной окраине Русского государства значительного стрелецкого гарнизона была продиктована внешнеполитической опасностью: в XVI-XVII вв. на Кольский Север пре тендовали североевропейские соседи России Швеция и Дания. После 1625 г. стрелецкий гарнизон Колы насчитывал 500 стрельцов2. Служилые люди селились в т.н. Стрелецкой слободе, стоявшей по берегу р. Туломы. Военнослужащие острога делились на 2 категории: «беломестцев», жив ших на территории Стрелецкой слободы; «черноземцев», проживавших на посаде острога. Если первые находились в привилегированном положении и были освобождены от уплаты податей, то вторые, напротив, наряду со всем остальным посадским населением Колы, вынуждены были нести бремя натуральных и денежных повинностей3. Специфическая социальная среда Колы была не очень дружелюбно настроена по отношению к находящимся здесь кандалакшским монахам. Можно думать, что таможенные и податные льготы, распространявшиеся на монахов, не вызывали среди рядового населения Колы ничего, кроме раздражения и скрытой обиды. Достаточно сказать, что в течение 4 лет (с 1665 по 1669 гг.) между посадским населением Колы (на стороне кото рого выступал Печенгский монастырь), крестьянами и монахами Канда лакши шел конфликт относительно вопроса о раскладке податей. Посад ские люди хотели обязать монахов и крестьян Кандалакши взять на себя хотя бы часть податей, связанных с содержанием ряда городских должно стей (палач) и административных органов (съезжая изба). При этом посад ские люди апеллировали к тому, что крестьяне и монахи Кандалакши, по их мнению, располагали более богатыми луковыми угодьями, нежели сами жители Колы4. Конфликтные ситуации принимали характер не только судебных разбирательств, но и мелких уголовных правонарушений, направленных против представителей Кандалакшского монастыря. | Ушаков И.Ф., Дащинский С.Н. Кола. - Мурманск, 1984. - С. 36-37. Там же. - С. 18. 3 Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 1 .-С . 128. Там ж е .-С . 130, 132. 297
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz