Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Составленная в мае 1676 г. польским воеводой Л.Б. Секириным че лобитная на имя царя Федора Алексеевича поступила в приказ Новгород ской четверти. Здесь, в свою очередь, также были наведены соответст вующие «юридические» справки на предмет законности действий канда лакшских старцев. Так, в приказе обратили внимание не только на грамоту архангельскому воеводе И.А. Хованскому, воспрещавшую продавать хлеб иноземцам, но и на предшествующий царский указ (1676/77) тому же вое воде, воспрещавший продажу хлеба в Двинском, Важеском и Устюжском уездах голландскому купцу Адольфу Гутману. Но при этом приказные лю ди обращали внимание на то, что «о продаже хлебных запасов лопарям в той великого государя грамоте ничего не написано»1. Отдельная справка приказными была наведена и в «наказе» псков скому воеводе, где также «о продаже лопарям хлеба ничего не написано»2. По указу царя 13 июля 1676 г. возникшее дело рассматривалось на заседании специальной «коллегии» под председательством боярина И.М. Милославского. Согласно постановлению «коллегии», адресованно му кольскому воеводе, «впредь такой хлебной продажи из хлебной скудо сти не ча(я)ли. И преж сего о продаже в Кольском остроге и в волостех за каз бывал»3. К сожалению, постановление не приводит никаких ссылок на предшествующие указы, ограничивавшие продажу хлеба в уезде. Довершением работы «коллегии» стала царская грамота кольскому воеводе Л.Б. Секирину (от 28.06.1676 г.), воспрещавшая продажу хлеба в уезде иностранным подданным4. Таким образом, стремление монастыря поставить под контроль рас поряжение угодьями внутри волости наталкивалось на ответное стремле ние самой волости контролировать монастырские запасы. Принимая во внимание регулярные поездки монастырских судов на Двину (к Архан гельску и Холмогорам), можно полагать, что часть привозимых в Канда лакшу «хлебных запасов» составляли «запасы», предназначенные для кре стьянского и бобыльского населения волости. Отсюда становится вполне очевидной заинтересованность волости в сохранении продуктовых «запа сов» и в контроле за их распределением. Конфликтные ситуации, в которые оказывались втянуты кандалакш ские старцы, происходили и в Кольском остроге. Здесь, как мы помним, в последних десятилетиях XVI в. возникло монастырское подворье, обеспе чивавшее деятельность монастырских промышленников на Мурманском рыбном промысле. Кольский острог в социальном отношении представлял собой очень специфический городской центр, основную массу населения которого составляли стрельцы. В меньшей степени здесь были представле‘ РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 904. - Л. 75-76. Там же. - Л. 76. 3Там же. - Л. 77. 4 Там ж е .-Л . 78-80. 296
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz