Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

так же как и крестьяне поморских волостей уезда, зависели от поставок зер­ новых, доставлявшихся в уезд через Архангельск. Видимо, в силу этого об­ стоятельства любое, как мы бы сказали, «нецелевое» распределение зерно­ вых грозило обернуться голодом и серьезными социальными конфликтами. 1 февраля 1676 г. в съезжую избу Кольского острога пришли 3 кре­ стьянина Кандалакши (Кондрашка Трофимов, Савка Судовиков и Левка Евдокимов), а также житель кольского посада Парфенка Макарьев1. Кре­ стьянами и посадским человеком на имя кольского воеводы Льва Секирина была сделана устная жалоба на кандалакшских старцев. Итак, согласно словам челобитчиков, «келарь Иона продавал из монастыря лешелопским лопарям хлебные запасы муку ржаную. А те лопари свицкого короля люди и веру веруют свицкую ж, а про то ведомо всей Кандалаской волости кре- стьяном, что из монастыря хлебные запасы продавали»2. Кольским воево­ дой в ответ на жалобу была сделана соответствующая «юридическая» справка, согласно которой грамотой царя Федора Алексеевича, отправлен­ ной на имя архангельского воеводы И.А. Хованского, воспрещалось «ино­ земцам никакову хлеба продавать». Более того, тогда же в 1675/76 г. кан­ далакшские старцы, везя из Архангельска «хлебный запас», дали «по себе поручную запись, что того хлебу иноземцам не продавать»3. Перед тем как рассмотреть ход этого дела, сделаем некоторые необ­ ходимые пояснения. Основное содержание жалобы касается недопустимо­ сти продажи хлеба лешелопским лопарям. Лешая лопь составляла одну из групп коренного населения Кольского уезда (саамы), размещавшуюся на территории современной Северной Карелии и Финляндии. К лешелопским погостам относилось 5 объединений саами4. Кандалакшский монастырь, напомним, располагал угодьями, приобретенными на территории одного из лешелопских погостов - Ковдозерского5. Принимая во внимание отмеченное обстоятельство, торговля мона­ стыря хлебом среди лешелопских лопарей опирается на давнюю традицию хозяйственной деятельности монастырской корпорации среди данной группы коренного населения уезда. 1 РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 904. - Л. 74. Все упомянутые в деле кандалакшские крестьяне известны переписной книге 1677/78 г. Отметим, что челобитная кольского воеводы Л.Б. Секирина не совсем точно передает социальное положение одного из Кандалакш ских челобитчиков: Савва Иванов сын Судовиков относился к категории бобылей. (См.: Там же. - Ф. 1209. - On. 1. - Д. 15056. - Л. 31 об.) 2 оставшихся чело­ битчика - Кондратий Трофимов и Лев Евдокимов сын Губа - действительно относи­ лись к категории волостных крестьян. (См.: Там же. - Л. 27 об., 28.) Дворы всех 3 че­ лобитчиков находились на «волостной» стороне Кандалакши. 2 РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 904. - Л. 74. Там же. 4 Кучинский М.Г. Социальная организация саами Кольского уезда в XV1-XVII1 вв.. Ис- s точники и методы реконструкции: Д и с .... к.и.н. - М., 2007. - С. 135-139. См.: Главу V. 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz