Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
так же как и крестьяне поморских волостей уезда, зависели от поставок зер новых, доставлявшихся в уезд через Архангельск. Видимо, в силу этого об стоятельства любое, как мы бы сказали, «нецелевое» распределение зерно вых грозило обернуться голодом и серьезными социальными конфликтами. 1 февраля 1676 г. в съезжую избу Кольского острога пришли 3 кре стьянина Кандалакши (Кондрашка Трофимов, Савка Судовиков и Левка Евдокимов), а также житель кольского посада Парфенка Макарьев1. Кре стьянами и посадским человеком на имя кольского воеводы Льва Секирина была сделана устная жалоба на кандалакшских старцев. Итак, согласно словам челобитчиков, «келарь Иона продавал из монастыря лешелопским лопарям хлебные запасы муку ржаную. А те лопари свицкого короля люди и веру веруют свицкую ж, а про то ведомо всей Кандалаской волости кре- стьяном, что из монастыря хлебные запасы продавали»2. Кольским воево дой в ответ на жалобу была сделана соответствующая «юридическая» справка, согласно которой грамотой царя Федора Алексеевича, отправлен ной на имя архангельского воеводы И.А. Хованского, воспрещалось «ино земцам никакову хлеба продавать». Более того, тогда же в 1675/76 г. кан далакшские старцы, везя из Архангельска «хлебный запас», дали «по себе поручную запись, что того хлебу иноземцам не продавать»3. Перед тем как рассмотреть ход этого дела, сделаем некоторые необ ходимые пояснения. Основное содержание жалобы касается недопустимо сти продажи хлеба лешелопским лопарям. Лешая лопь составляла одну из групп коренного населения Кольского уезда (саамы), размещавшуюся на территории современной Северной Карелии и Финляндии. К лешелопским погостам относилось 5 объединений саами4. Кандалакшский монастырь, напомним, располагал угодьями, приобретенными на территории одного из лешелопских погостов - Ковдозерского5. Принимая во внимание отмеченное обстоятельство, торговля мона стыря хлебом среди лешелопских лопарей опирается на давнюю традицию хозяйственной деятельности монастырской корпорации среди данной группы коренного населения уезда. 1 РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 904. - Л. 74. Все упомянутые в деле кандалакшские крестьяне известны переписной книге 1677/78 г. Отметим, что челобитная кольского воеводы Л.Б. Секирина не совсем точно передает социальное положение одного из Кандалакш ских челобитчиков: Савва Иванов сын Судовиков относился к категории бобылей. (См.: Там же. - Ф. 1209. - On. 1. - Д. 15056. - Л. 31 об.) 2 оставшихся чело битчика - Кондратий Трофимов и Лев Евдокимов сын Губа - действительно относи лись к категории волостных крестьян. (См.: Там же. - Л. 27 об., 28.) Дворы всех 3 че лобитчиков находились на «волостной» стороне Кандалакши. 2 РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 904. - Л. 74. Там же. 4 Кучинский М.Г. Социальная организация саами Кольского уезда в XV1-XVII1 вв.. Ис- s точники и методы реконструкции: Д и с .... к.и.н. - М., 2007. - С. 135-139. См.: Главу V. 295
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz