Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
любопытная ремарка, за которой скрывалось намерение игумена Иоасафа оказать Крестному Онежскому монастырю ответные услуги в обмен на со действие в решении возникшего конфликта. Так, Кандалакшский игумен в заключительной части письма отмечает, что «печенския старцы речныя воды вашы, что в Кандалашской волости, и лукевым, что меж нами есть, отдали на кортому Гашку Кирмоиву и кортомную дали»1. Действительно, по крайней мере с конца XVI в., незначительная часть угодий Кандалакшской волости (3 лука) принадлежала Печенгскому монастырю. Здесь же находил ся и монастырский двор. Ситуация, представленная в письме, может быть понята следующим образом. После приписки к Крестному Онежскому мо настырю Печенгского монастыря все угодья последнего, не исключая и кандалакшских, отошли к новому владельцу. По всей видимости, несмотря на произошедшие изменения, печенгские монахи попытались незначи тельную часть своих угодий использовать по собственному усмотрению, не принимая в расчет права нового хозяина. Угодья были переданы в арен ду кандалакшскому крестьянину Гашке (возможно, Агафону или Гавриле) Кирмоиву. Переписная книга Кольского уезда 1677/78 г. фиксирует в Кан далакше только одного крестьянина с такой фамилией - Савву Гаврилова сына Кирмоева2. Отец Саввы Гаврила Федотов сын Кирмуев упоминается и в ряде записей вкладной книги и как вкладчик3, и как страдательное ли цо, на которое в монастырскую казну поступила кабала4. Возможно, Гашка Кирмоив (письмо) и Гаврила Кирмуев (вкладная книга) являются одним и тем же лицом. Но, как бы то ни было, попытку печенгских старцев пере дать в аренду кандалакшскому крестьянину угодья игумен Иоасаф пресек. По словам игумена, «толки мы ему, Гашку, промышляти ныне не дали»5. Как видим, незначительный конфликт был вызван стремлением Кан далакшского монастыря контролировать все операции, происходившие с угодьями внутри волости. Невзирая на то что собственником (пусть и формальным) угодий бы Печенгский монастырь, игумен Иоасаф не допус тил перехода вод и сенных покосов в руки кандалакшского крестьянина. И в этом незначительном эпизоде нельзя не видеть желание монастыря пол ностью контролировать распределение угодий внутри Кандалакши. Конфликты между монастырем и волостью возникали не только на почве решения вопроса о распределении угодий, обеспечивавших эконо мическое благосостояние селения в целом, но и относительно вопроса о контроле за имеющимися в волости продуктовыми запасами. Экстремаль ные природные условия Кольского Севера не позволяли даже в минималь ной степени развивать здесь земледелие. Посадские люди и стрельцы Колы, 1РГАДА .-Ф . 1195. - Оп. З .- Д . 116. - Л. 2. 2Там ж е .-Ф . 1209.-О п . 1 .-Д . 15056.- Л . 27. 3 Вкл. кн. - Л. 203 об. 4 Там ж е .-Л . 150 об., 191 об. 5Там же. -Ф . 1195. —Оп. З .- Д . 116.- Л . 2. 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz