Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
передача челобитной царю вызвала аналогичную цепочку событий: одоб ренная царем, челобитная вновь вызвала противодействие со стороны думного дьяка1. Царская грамота, полученная монастырем, требовала от вологодского окладчика Мартьяна Манойлова взыскать с монастыря «де сятую деньгу» за 1678/79 г.2 Неудача в решении вопроса о «десятой деньге», возможно, была обусловлена и тем, что дьяк А.С. Кириллов был противником сохранения особого финансового статуса духовных корпораций России. Участие дьяка Кириллова в делах по челобитным монастырей в 1679-1680-х гг., содер жавших просьбы сохранения льготного финансового режима для духовных корпораций, всегда встречало отпор со стороны влиятельного царедворца, заботившегося об источниках пополнения казны3. Третья попытка Вологодской службы монастыря решить вопрос о «десятой деньге» в свою пользу вновь не имела успеха. Отправленный в Москву другой монастырский служебник, Григорий Цытой, так же как и в предыдущих случаях, «никакова великого государя указу не добыл»4. Борьба Кандалакшского монастыря за отмену таможенных пошлин с продаваемой на Вологде соли вписывается в общий контекст борьбы мо настырских организаций с царским указом 1677 г., полностью упраздняв шим тарханы. В.В. Седовым в специальном исследовании было показано, что в этой борьбе некоторым монастырям удалось обойти запретительные нормы указа и восстановить попранные властью финансовые привилегии (Кирило-Белозерский, Троице-Сергиев монастыри), в то время как другим, несмотря на упорное противодействие указу, этого сделать не удалось (Валдайский Иверский монастырь)5. Таким образом, к концу XVII в. таможенные льготы, предоставляе мые ранее властью Кандалакшскому монастырю, начинают утрачивать свою силу. В этом было проявление общей тенденции, заключавшейся в постепенном устранении государством особого (в том числе и финансово го) статуса монастырских организаций. На этот процесс наложились такие негативные явления в жизни самого Кандалакшского монастыря, как от сутствие регулярных поставок монастырской соли на рынок Вологды (из- за гибели монастырских судов, обмеления Сухоны), гибель значительной части монастырского имущества во время пожара, втягивание монастыря в «долговую паутину», из которой обитель смогла выбраться со значитель ными финансовыми потерями. Пр.-рх. кн. - Л. 27 об. - 28. Там ж е .-Л . 30-30 об. Подробнее об этом см.: Седов П.В. Закат Московского царства. - С. 341-346. 5Пр.-рх. кн. - Л. 31 об. Седов В.В. Борьба крупных монастырей против отмены тарханов в 1670-х гг. // Ду ховное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря. К 600-летию основания. - СПб., 1998. - С. 43-47. 291
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz