Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

покупке - 5 ден. с рубля. Таможенный целовальник писал и о том, что приезжающие торговать в Холмогоры представители северных монасты­ рей, среди которых упоминается и Кандалакшский, закупая товары «про монастырский обиход», в первую очередь думали о своих коммерческих интересах, а не о нуждах монастырских служб и работников. Так, по сло­ вам Д. Мельцова, монастыри «те хлебные запасы и товары сукна и рукави­ цы и холсты отдают соловаром работным людем болшею ценою» . В за­ вершение «отписки» таможенный голова заверял власти в том, что по прибытии на Холмогоры монастырских судов им были взяты «явки» (письменные документы) о количестве и видах товаров, весе «груженных» хлебных «запасов» и товаров, а данные занесены в таможенные книги. На основе составленных показаний были взысканы таможенные пошлины с духовных корпораций2. Приходно-расходная книга Вологодской службы монастыря фикси­ рует ту же, неутешительную для монастыря тенденцию: с 1678/79 и 1679/80 гг. он начал уплачивать «десятую деньгу» с продаваемой в городе соли3. Пошлина с монастырской соли взыскивалась по приказу вологод­ ских таможенных голов Вединея Лукина и Мартемьяна Мануйлова. Их действия и намеревались обжаловать кандалакшские монахи, надеясь най­ ти управу в Москве. Действия вологодских голов не были произволом, а, как следует ду­ мать, опирались на силу царского указа от 09.09.1677 г., упразднявшего тарханы (финансовые привилегии) для монастырских организаций . Указ, в частности, предписывал взимать со всех духовных организаций («и с пат­ риарха, и митрополитов, и с Троицкаго Сергиева и иных монастырей») со­ ляные пошлины, так же как и с рядовых торговых людей . Приказчиком старцем Герасимом совместно с другими членами службы было принято решение отправить в Москву челобитчика с прось­ бой не взимать с продажи монастырской соли этого сбора. В качестве че­ лобитчика в Москву был направлен поп Иван (священник с вологодского посада), которому было выделено 5 руб. денег на проезд и закупку необхо­ димых продуктов (не только для себя, но и для «дела»), а также сверх это­ го выдано и 5 руб. по кабальной записи6. Челобитчик оказался не вполне добросовестным: несколько раз бив челом о монастырском деле и не дос­ тигнув успеха, поп Иван решил больше не утруждать себя заботой о мона­ 2РГАДА .-Ф . 1635.-О п . 1 .- Д . 5 8 .-Л . 1-2. Там же. - Л . 2. 4Пр.-рх. кн. - Л . 23. Характеристику указа см.: Седов В.В. Борьба крупных монастырей. - С. 43. 6ПСЗ. - Т. II. - № 699. - С. 109. Пр.-рх. кн. - Л. 24. 289

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz