Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
грузов. Именно таким образом поступили старцы Соловецкого монастыря, скрывшие в 1623 г. присутствие на судах «посторонних» торговых людей. Дабы не допускать подобных проявлений впредь, таможенному голове предписывалось взять с предоставленных монастырям «з жаловальных грамот списки» и прислать в Москву в Устюжский приказ1. По всей види мости, эта мера носила контролирующий характер, позволяя приказным дьякам точно понять объем иммунитетных прерогатив того или иного мо настыря. Таможенные привилегии Пречистенского монастыря отчасти встре чаются и в записях таможенных книг Тотьмы и Устюга Великого. Так, в источниках, начиная с 1633 по 1656 гг., регулярно встречаются ремарки таможенных голов о том, что проезжие пошлины не взимались с мона стырских судов «по государеве грамоте». В ряде случаев уточняется, что это за «государева грамота». Так, это мог быть либо «государев новый указ» (записи, датируемые 18.04.1654, 15.06.1654 гг.)2, либо вполне кон кретный документ —«государева грамота», выданная монастырю из прика за Устюжской четверти (за приписью дьяка И. Протопопова) 6 февраля 1650 г. и 20 августа 1651 г.3 В первом случае, как следует думать, речь идет о таможенном указе от 23.10.1653 г., упразднявшем ряд мелких по шлин, ранее взимаемых за провоз товара, и вводившем единую рублевую пошлину с продажной цены товара4. Если же говорить о грамотах, выданных монастырю приказом Ус тюжской четверти, то, по всей видимости, это были «локальные тарханы», действовавшие на определенном участке Сухоно-Двинского пути (от Ус тюга до Вологды). Обнаружить следы этих грамот в описи монастырской до кументации 1742 г. и в других известных нам источниках пока не удалось. Еще в одном документе, наказе (от 24.05.1654 г.) назначенному на Двину таможенному целовальнику Ивану Панкратьеву, содержится пере чень монастырей Поморья и Севера России, освобожденных царскими гра мотами от взимания пошлин с определенного количества соли, провози мой на продажу, а также с сырья (шкуры животных), доставляемого мо настырями в северные города для последующей переработки, или с поку паемых «про монастырской обиход» товаров5. В последнем случае поку паемые монастырями товары не должны были предназначаться для продажи. Так, в случае с Кандалакшским монастырем наказ упоминает цар скую грамоту, выданную обители в 158 г. (1649/50 г.) и дозволявшую вы- 1Кистерев С.Н. Нормативные документы таможенных учреждений городов Устюжской четверти конца XVI - начала XVII вв. - М., 2003. - С. 165-166. ТКМ Г .-Т . I I .- С . 610-611. 4Там же. - С . 162, 312. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СП 2002.-С . 142-143. Дай. - т. ш . - х » 116.- с . 414 . 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz