Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

грузов. Именно таким образом поступили старцы Соловецкого монастыря, скрывшие в 1623 г. присутствие на судах «посторонних» торговых людей. Дабы не допускать подобных проявлений впредь, таможенному голове предписывалось взять с предоставленных монастырям «з жаловальных грамот списки» и прислать в Москву в Устюжский приказ1. По всей види­ мости, эта мера носила контролирующий характер, позволяя приказным дьякам точно понять объем иммунитетных прерогатив того или иного мо­ настыря. Таможенные привилегии Пречистенского монастыря отчасти встре­ чаются и в записях таможенных книг Тотьмы и Устюга Великого. Так, в источниках, начиная с 1633 по 1656 гг., регулярно встречаются ремарки таможенных голов о том, что проезжие пошлины не взимались с мона­ стырских судов «по государеве грамоте». В ряде случаев уточняется, что это за «государева грамота». Так, это мог быть либо «государев новый указ» (записи, датируемые 18.04.1654, 15.06.1654 гг.)2, либо вполне кон­ кретный документ —«государева грамота», выданная монастырю из прика­ за Устюжской четверти (за приписью дьяка И. Протопопова) 6 февраля 1650 г. и 20 августа 1651 г.3 В первом случае, как следует думать, речь идет о таможенном указе от 23.10.1653 г., упразднявшем ряд мелких по­ шлин, ранее взимаемых за провоз товара, и вводившем единую рублевую пошлину с продажной цены товара4. Если же говорить о грамотах, выданных монастырю приказом Ус­ тюжской четверти, то, по всей видимости, это были «локальные тарханы», действовавшие на определенном участке Сухоно-Двинского пути (от Ус­ тюга до Вологды). Обнаружить следы этих грамот в описи монастырской до­ кументации 1742 г. и в других известных нам источниках пока не удалось. Еще в одном документе, наказе (от 24.05.1654 г.) назначенному на Двину таможенному целовальнику Ивану Панкратьеву, содержится пере­ чень монастырей Поморья и Севера России, освобожденных царскими гра­ мотами от взимания пошлин с определенного количества соли, провози­ мой на продажу, а также с сырья (шкуры животных), доставляемого мо­ настырями в северные города для последующей переработки, или с поку­ паемых «про монастырской обиход» товаров5. В последнем случае поку­ паемые монастырями товары не должны были предназначаться для продажи. Так, в случае с Кандалакшским монастырем наказ упоминает цар­ скую грамоту, выданную обители в 158 г. (1649/50 г.) и дозволявшую вы- 1Кистерев С.Н. Нормативные документы таможенных учреждений городов Устюжской четверти конца XVI - начала XVII вв. - М., 2003. - С. 165-166. ТКМ Г .-Т . I I .- С . 610-611. 4Там же. - С . 162, 312. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СП 2002.-С . 142-143. Дай. - т. ш . - х » 116.- с . 414 . 287

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz