Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
сающихся объемов соли предназначенной на продажу. Документ лишь декларирует, что с монастырской соли, доставляемой на Холмогоры и в Архангельск, «пирожные пошлины, и побережного, и свалные, и грузовые, и проезжие, и посаженные, и никоторыхъ пошлинъ не емлютъ ничего»1. Нельзя не заметить, что льготный таможенный статус для добывае мой и предназначенной для продажи монастырем соли в жалованных гра мотах встречается эпизодически, не являясь общим правилом для иммуни- тетного статуса Кандалакшского монастыря. К числу иммунитетных статей жалованных грамот, представлявших особое значение для северных монастырей, во многом существовавших за счет выручки от продажи рыбной продукции, относится и постановление о невзимании «десятой рыбы». В жалованных грамотах Печенгского мона стыря впервые эта привилегия встречается в грамоте Василия Шуйского (от 09.12.1606 г.)2. Позже льготная норма была подкреплена специальными жалованными грамотами о невзимании с монастырских рыбных про мыслов «десятой рыбы» (от 16.05.1639, 20.02.1695, 10.09.1701 гг.)3 и общей жалованной грамотой, предоставленной обители 15 июня 1675 г.4 Кандалакшскому монастырю подобных грамот было выдано значи тельно больше. Так, по описи монастырской документации известны жа лованные льготные грамоты, освобождающие монастырь от уплаты «деся той рыбы» для следующего времени: от 11.03.1641, 7.05.1647, 27.02.1657, 29.01.1675,6.03.1677, 11.05.1684 гг.5 Таможенный иммунитет монастыря фиксируется и в таких видах до кументации, как уставные грамоты таможенным головам и таможенные книги северных уездов Московского государства (Двинский, Тотемский, Устюжский). Одним из наиболее ранних упоминаний монастыря в указанных вы ше источниках является грамота из приказа Устюжской четверти тамо женному и кабацкому голове Тотьмы Михаилу Лабазному6. В этом пред писании Кандалакшский монастырь фигурирует в числе тех духовных корпораций Центра и Севера России, с чьих торговых судов «по нашим жаловальным грамотам... таможенных никаких пошлин имать не велено»7. При этом льготный таможенный режим не распространялся на тех торго вых людей, которые использовали монастырские суда для перевозки своих 1РИБ. - Т. II. - № 170. - Стб. 691. 2 К истории Трифоно-Печенгского монастыря. - С. 698; Сб. ГКЭ. - Т. I. - № 154. - Стб. 501. К истории Трифоно-Печенгского монастыря. - С. 699-700. Сб. ГКЭ. - Т. II. - № 154. - Стб. 509-511. ^ Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 115. - Ха 20. - Л. 4-6. Кистерев С.Н. Нормативные документы таможенных учреждений городов Устюжской четверти конца XVI - начала XVII вв. - М., 2003. - № 117. Там же. - С. 165. 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz