Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Путь от Холмогор к Вологде Таблица 4 Год Количество людей Источник 1635 г., июня 22 76 ярыжек Т КМ Г .-Т . I .- C . 545. 1636 г., июня 11 50 ярыжек Там же. - С. 295. 1651 г., мая 10 40 работных людей Т КМ Г .-Т . I I .- С . 162. 1651 г., июня 2 70 работных людей Там же. 1653 г., июня 21 116 работных людей1 Там же. - С. 233. 1653 г., июня 21 80 гребцов-1 Там же. - С. 312. 1654 г., июня 15 180 ярыжек Там же. - С. 611. 1681 г. 160 ярыжек (из них - 80 яры-жек и 80 присадчиков) Пр.-рх. кн. - Л. 38-38 об. Заметно, что на обратном пути от Холмогор к Вологде возрастает количество работных людей. Последнее связано как с тем, что с Холмогор отправлялось больше судов, так и с тем, видимо, что какая-то часть яры­ жек использовалась лишь на конкретном, особо трудном, участке пути. Так, в приходно-расходной книге отмечено, что 80 присадчиков, нанятых старцем Герасимом на 2 дощаника, помимо основной части ярыжек, долж­ ны были работать на участке пути от Устюга до Тотьмы3. И действительно, на этом участке пути, на что уже обращалось внимание в специальных ис­ следованиях, угрозу для судна составляли пороги, проход через которые требовал больших физических затрат от работных людей4. В связи с этим на монастырские и торговые суда бралась дополнительная рабочая сила. В специальной литературе уже отмечалось, что размер оплаты труда яры­ жек был мизерным. Так, в среднем ярыжка за работу на судне от Вологды до Холмогор получал от 1,5 до 3 руб.5 Эти данные в значительной степени подкрепляются и сведениями приходно-расходной книги старца Герасима. Так, ярыжки за работу на пути от Вологды к Холмогорам и обратно получили по 3 руб. 19 алт. 2 ден. на чел.6 Труд присадчиков был оценен значительно ниже: каждый присадчик за свой труд получал от мо­ настырского приказчика по 1 0 алт.7 Ярыжки, так же как и другие категории профессиональных работни­ ков речного транспорта, работали на договорной основе, заключая с рабо­ тодателем «поряд», оговаривавший обязательство работников снимать су­ да с мели и выполнять все приказания хозяина (приказного старца) судна8. Подобные договоры, при этом в письменной форме, заключались 1В число работных входят и повара. В число гребцов входят и повара. 3 Пр.-рх. кн. - Л . 38 об. 4 Попов Ан. Указ. соч. - С. 39. 5Там же. 6Пр.-рх. кн. - Л. 38. 7Там ж е .-Л . 38 об. Попов Ан. Указ. соч. - С. 39; Устюгов Н.В. Указ. соч. - С. 183. 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz