Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

что после изгнания из созданной им Троицкой обители Феодорит провел «два лета» в «малом» монастыре, ученый приходит к выводу, что просве­ титель в 1551 г. покинул Кандалакшу и удалился «во вселенную», т.е. в центральные районы Московского государства1. В этот промежуток времени, как полагает исследователь, Феодори- том и был создан монастырь. Специфика монастыря заключалась в его не- стяжательности, т.е. в полном отсутствии вотчинных владений. Можно заметить, что аргументация иг. Митрофана (Баданина) в це­ лом повторяет аргументы И.Ф. Ушакова. Единственное отличие касается точного хронологического определения времени жизни Феодорита в Кан­ далакше. Были высказаны иг. Митрофаном (Баданиным) и некоторые сообра­ жения по вопросу о Кокуевом монастыре и его взаимосвязи с монастырем в Кандалакше. Исследователь не сомневается в существовании подобного монастыря в Порьей губе. Гибель этого малого монастыря историк-краевед относит к началу 1568/69 г., когда волость Порья губа, наряду с другими волостями Терского берега и юга Кольского п-ова, была подвергнута оп­ ричному разорению2. Оставшиеся в живых после погрома монахи перешли на жительство в Кандалакшу. В другой своей работе, представляющей материал для написания в будущем жития прп. Феодорита, иг. Митрофан (Баданин) вносит опреде­ ленные коррективы в свою позицию о ранней истории Кандалакшского монастыря . Так, в частности, им называется точная дата основания мона­ стыря - 1548 г.4 Высказанная точка зрения на дату создания обители вошла и в про­ граммный документ конференции «Феодоритовские чтения», которая впервые прошла в конце августа 2006 г. в Кандалакше по инициативе Мурманской и Мончегорской епархии5. Таким образом, представленный историографический обзор со всей наглядностью демонстрирует уже давно назревшую потребность дать це­ лостное исследование хозяйственной деятельности и основных вех исто­ рии Кандалакшского монастыря. Это позволит, пусть и ненамного, при­ близиться к пониманию особенностей складывания и развития монастырского хозяйства на Крайнем Севере России - регионе не только с 1Иер. Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский. - С. 101-102. 2Там ж е .-С . 102-103. 3Житие преподобного Феодорита... 4Там же. - С. 132, 5 Итоговый документ научно-богословской и историко-краеведческой конференции «Первые Феодоритовские чтения» // Прп. Феодорит Кольский и его духовное насле­ дие. Материалы региональной научно-богословской и историко-краеведческой кон­ ференции «Первые Феодоритовские чтения», г. Кандалакша 30 августа 2006 г. К 480-летию принятия христианства. - СПб., 2007. - С. 122. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz